ЛЮКСЕМБУРГ – Власти и эксперты ужасно нервничают из-за кризисов, поразивших Евросоюз. Они утверждают, что ЕС уже не справляется с противостоянием крупнейшим угрозам своему долгосрочному выживанию. Но мало что может быть дальше от правды, когда речь заходит о проблеме изменения климата. В середине ноября страны ЕС продемонстрировали, что способны объединиться и поддержать общую для всех концепцию низкоуглеродного будущего. Тем временем европейские институты уже вышли в лидеры борьбы с изменением климата на глобальном уровне. В их числе Европейский инвестиционный банк (ЕИБ), который теперь начнёт играть ещё более важную роль в качестве инструмента декарбонизации экономики и ограничения глобального потепления цифрой, значительно более низкой, чем 2°C (относительно доиндустриальных уровней).
Изменение климата – это важнейшая политическая проблема нашего времени. По оценкам учёных, если мы не свернём с нынешнего пути, нас ждёт глобальное потепление на 3-4°C к концу века, и тогда значительная часть планеты станет необитаемой. Учитывая демографический рост, влияние такого потепления на благосостояние людей и миграционные потоки окажется катастрофическим. В 2018 году выбросы углекислого газа достигли рекордно высокой отметки, а это означает, что нам надо срочно активизировать ответные действия.
Переход к низкоуглеродной экономике будет невозможен без масштабных инвестиций. Однако скудных государственных ресурсов совершенно недостаточно, чтобы их профинансировать. Вместо этого, нам надо использовать государственные деньги в качестве рычага для мобилизации частного капитала. Новая Европейская комиссия под руководством председателя Урсулы фон дер Ляйен понимает это. Стремясь реализовать программу «Европейский зелёный курс», фон дер Ляйен обратилась к ЕИБ с просьбой стать финансовым двигателем низкоуглеродного перехода.
С этой целью ЕЦБ воспользуется своим финансовыми возможностями для привлечения более $1 трлн инвестиций в климатические действия и экологическую устойчивость в течение следующего десятилетия. Одновременно доля климатических инвестиций в общем финансовом портфеле банка повысится до 50% к 2025 году. К концу 2020 года всё финансирование банка будет соответствовать целями Парижского климатического соглашения 2015 года, а год спустя будет прекращено финансирование проектов, которые ориентированы исключительно на ископаемое топливо. В дальнейшем банк займётся реализацией наиболее амбициозной климатической инвестиционной стратегии среди всех государственных финансовых учреждений в мире.
Вместо простого следования за финансовыми рынками, государственные финансовые учреждения должны сами вести их, открывая каналы для инвестиций в зелёные технологии будущего – от плавучих ветряных электростанций и новых форм производства электроэнергии за счёт приливов до совершенствования аккумуляторов и повышения энергоэффективности зданий. Государственные банки должны идти туда, куда частный капитал до сих пор отказывается идти. ЕИБ уже продемонстрировал это в секторе морской ветроэнергетики.
И потом, в пользу повышения приоритета зелёного финансирования имеются понятные бизнес-аргументы. Инвесторы и рейтинговые агентства всё чаще обращают строгое внимание на состав инвестпортфелей с точки зрения потенциальных «активов, которые могут оказаться ненужными». Например, по мере повышения коммерческой рентабельности технологий возобновляемой энергетики, такими устаревшими активами станут нефтегазовые проекты. У многих существующих проектов, связанных с ископаемым топливом, срок жизненного цикла уже сократился по сравнению с ожидавшимся ранее, а финансовым портфелям, в которых подобных активов много, будет грозить нарастающий риск обесценивания.
В условиях, когда правительства некоторых стран отказываются от ранее данных обязательств сократить выбросы парниковых газов, можно было бы подумать, что глобальные усилия по борьбе с изменением климата выдыхаются. Но мы не должны недооценивать силу финансового давления при осуществлении перемен, и мы не можем игнорировать решимость местных правительств и частного сектора действовать там, где не действуют национальные правительства.
Тем не менее, низкоуглеродный переход должен отличаться инклюзивностью, чтобы можно было привлечь правительства всех стран к этой работе и удержать их. Страны, обладающие более 90% капитала ЕИБ, проголосовали за новую политику в сфере энергетического кредитования, однако некоторые страны всё же проголосовали против. У них имеются законные опасения по поводу экономических последствий этой политики для избирателей. Мы не можем игнорировать позицию стран, которые зависят от ископаемого топлива, например, угля, и рассматривают природный газ в качестве переходного топлива. Напротив, мы должны помочь им ускорить этот переход, гарантировав, что данный процесс честен и справедлив. Например, ЕИБ согласился продлить (до конца 2022 года) срок прекращения поддержки газовых проектов, которые сегодня уже находятся на стадии оценки.
Как мы видели в последние годы, климатическая политика может быть идеально продумана, но если она оставляет позади какую-то часть общества, она вызывает отпор и может обернуться провалом. Сегодня как минимум десять стран ЕС сталкиваются со специфическими проблемами в сфере энергетических инвестиций, которые нельзя игнорировать.
Чтобы помочь им найти путь вперёд, ЕИБ будет тесно работать с Еврокомиссией и новым «Фондом справедливого перехода», в том числе оказывая консультационную поддержку.
Благодаря правильно управляемому зелёному переходу, откроется более чем достаточно экономических перспектив для всех в энергосекторе – от генерации электроэнергии до её передачи и распределения, а также хранения. Кроме того, потребность в низкоуглеродных технологиях для транспортных и энергоёмких промышленных отраслей будет создавать новые возможности для инновационного бизнеса.
На рынок выходят новые участники, потребители становятся более активными, мобилизуются организации гражданского общества. Формируя рынки и направляя частные инвестиции в те отрасли, которые обеспечат справедливый и честный переход для каждого, ЕИБ надеется показать, сколького можно достичь с помощью рычагов государственного финансирования.