Япония была выбрана не случайно. В Японии забота о детях и, в целом, о людях с ограниченными возможностями (ЛОВ) носит общенациональный характер. При правительстве создан Совет, который работает над проблемой по созданию удобной для этой категории населения среды проживания, разработана комплексная программа исследований по мерам, облегчающим быт людей с особыми потребностями. Во всех общественных местах (на вокзалах, в метро и др.) и в образовательных организациях на полу уложены специальные плитки с рифлением для людей с нарушениями зрения. Есть и другие «мелочи», предусматривающие самостоятельное передвижение ЛОВ по городу. В ряде мест предусматривается обязательное размещение табличек с надписями шрифтом Брайля, те же условия созданы во всех школах.
Университет Цукубы имеет 11 аффилированных школ, 4 из которых посещают дети с особыми образовательными потребностями. Это школа для детей от 0-18 лет в г. Чучнур; начальная школа в г. Сучнура; школа для незрячих детей в г. Токио; и префектурная школа Ибараки в г. Цукуба. Хорошо отлаженная система позволяет достигать существенных результатов. Например, за последние 3 года 120 выпускников школы Ибараки были трудоустроены и работают в сфере оказания услуг населению, 70 из них работают в специальных учреждениях. 80% выпускников школы для незрячих детей поступают в университеты, 20% учащихся идут работать в сферы услуг, для этого организованы дополнительные 3-месячные курсы массажистов, парикмахеров и т.д.
«В каждой школе учрежден специальный комитет, который состоит из административных работников (директор, завуч), учителей, которые ведут непосредственное обучение ребенка, координаторов (специальных педагогов) и внешкольных специалистов» — говорит Айгуль Искакова, доцент КазНПУ им. Абая.
«Для детей, которым необходима особая поддержка, преподаватели в сотрудничестве с координаторами разрабатывают индивидуальные учебные планы. Для создания плана собирается и обрабатывается информация о медицинской, воспитательной и образовательной истории ребенка, проводятся психологическая оценка и специальное тестирование», — добавила Гульбадан Закаева, преподаватель КазГосЖенПУ. «Большую работу в школе проводят ассистенты, которые оказывают как методическую помощь учителям во время занятий, так и непосредственно работают с детьми с особыми образовательными потребностями».
Интересно то, что к ассистенту по специальному образованию нет особых квалификационных требований, однако школы и комитеты по образованию организуют для них специальные обучающие курсы. Спрос на эту категорию специалистов в Японии с каждым годом возрастает.
«В связи с нашим приездом в университете Цукуба была организована специальная лекция с участием магистрантов, докторантов и преподавателей по проблеме инклюзивного образования, где мы представили данные по развитию инклюзивного образования в Казахстане. После лекции обсуждались вопросы нормативно-правового сопровождения инклюзивного образования в нашей стране, система специального образования и перспективные цели инклюзивного образования в рамках Государственной программы развития образования Республики Казахстан до 2020 года, — рассказывает Айгуль Искакова. — В целом, мы с японскими коллегами нашли много общих тем для общения, и обсудили возможные совместные проекты и направления сотрудничества в области работы с детьми с особыми потребностями».
«Япония — одна из самых загадочных, интереснейших и необычных стран мира», — продолжает Гульбадан Закаева. «Здесь все уникально – язык, культура, города. Искренняя доброжелательность, с которой японцы встретили нас, готовность делиться опытом наряду со стремлением учиться у нас сделало первое посещение страны не только приятным, но и чрезвычайно полезным – мы договорились, что наше сотрудничество будет продолжено».