В настоящее время в Казахстане особые образовательные потребности, вызываемые у школьников нарушениями психофизического развития, удовлетворяются в полном объеме только в специальных школах. В них обучаются 14,2 % от общего числа обучающихся, имеющих заключение и рекомендации психолого-медико-педагогических консультаций. Остальные школьники, этой категории, а также школьники, трудности в обучении у которых вызваны другими причинами, обучаются в общеобразовательных школах страны, где пока не обеспечивается надлежащее психолого-педагогическое сопровождение, в том числе по причине не разработанности организационно-методических вопросов.
Цель методических рекомендаций — раскрыть организационные и методические основы психолого-педагогического сопровождения школьников с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных школах РК. Задачи настоящих методических рекомендаций:
1. Раскрыть основное содержание принципа инклюзивности общего образования.
2. Ознакомить с отечественными нормативно-правовыми актами, законодательно обеспечивающими создание условий для получения качественного образования обучающихся с особыми образовательными потребностями в общем образовании РК.
3. Охарактеризовать причины трудностей в учении школьников и возникающие, вследствие этого, особые образовательные потребности.
4. Описать алгоритм выявления и оценки особых образовательных потребностей, определения содержания и способов психолого-педагогической поддержки обучающихся в учебном процессе.
5. Дать рекомендации к составлению индивидуальной и сокращенной учебных программы для обучающегося с особыми образовательными потребностями. Методические рекомендации предназначены для руководителей, учителей и специалистов психолого-педагогического сопровождения (психологов, логопедов, специальных педагогов, социальных педагогов) школ, а также всех членов школьного сообщества, заинтересованных в развитии инклюзивного образования в Республике Казахстан.
Представленный в методических рекомендациях материал позволит сделать первые шаги в организационно-методической работе школы по развитию инклюзивной практики, хотя не отражает всех аспектов работы школы по включению детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательный процесс. Безусловно, по мере развития практики инклюзивного образования в Казахстане дополнительно возникнет необходимость решения нормативно-правовых, организационно-методических и других вопросов.
Прикрепленные файлы