27/11/2019
Может ли Гонконг избежать трагедии?
26/11/2019
Деколонизация научных подходов к Африке
27/11/2019

Соосновательница Open Mind Александра Цай: «Мы видим равнодушие людей к репрессиям сегодня»

Александра Цай

о проекте "Живая память", который поддержан Фондом Сорос-Казахстан

Осенью 2016 года, ровно три года назад, лекторий Open Mind, за которым стояли казахстанские исследователи Александра Цай и Михаил Акулов, при поддержке программы «Права человека» Фонда Сорос-Казахстан запустили цикл лекций под названием «Живая память». Лекции охватывали огромный пласт событий 30-40 годов: депортация народов, репрессии, коллективизация.

Целью авторов проекта стало осмысление событий не только через призму истории, но и через искусство. Спустя три года Александра Цай и Михаил Акулов также при поддержке Фонда Сорос-Казахстан издали сборник материалов, которых им удалось собрать и создать за эти несколько лет. В сборнике собраны работы Жулдузбека Абылхожина (доктор исторических наук), Михаила Акулова (PhD), Зауреш Сактагановой (доктор исторических наук), Екатерины Кузнецовой (исследователь и журналист), Юрия Серебрянского (писатель),  Александры Цай (культуролог), Мариники Бабаназаровой (искусствовед, директор музея им. Савицкого в 1984-2015гг.), Гульданы Сафаровой (искусствовед) и Асель Кадырхановой (художница и исследователь).

Мы встретились с Александрой в преддверии алматинской презентации книги и поговорили о том, почему так важно помнить.

Проекту «Живая память» предшествовала серия лекций проекта Open Mind о культурологии, гендеру, истории философии:

— Идея Open Mind была в том, чтобы создать площадку, где можно было свободно слушать лекции на гуманитарные темы. Мы проводили лекции, а затем возникла идея провести лекции, посвященные памяти, критическому осмыслению прошлого. Нас сразу поддержал Фонд Сорос-Казахстан. У нас получилась, на мой взгляд, хорошая синергия. На тот момент я только начала подходить к этой теме. Меня она интересовала с точки зрения памяти, сохранения истории, собственной идентичности, истории Казахстана. Мой коллега по проекту Михаил Акулов преподавал в КБТУ – его интересовали темы тоталитаризма, история Советского Союза, как тоталитарного государства. Вместе мы разработали концепцию: нам хотелось, чтобы это был комплексный подход об истории 30-40 годов в Казахстане, их значении для страны, о репрессиях. Осенью 2016 года мы провели первую лекцию.

Подходя к выбору тем для лекций, авторы проекта стремились раскрыть тему 30-40-ых годов с разных сторон: через политику, искусство, культуру:

— Искусство – это то, что может вместить в себя то, что не вмещает в себя текст. Дело в том, что в памяти очень много эмоционального опыта, который можно передать именно через искусство. В самом проекте участвовали не только академические исследователи, но и публичные люди. Мы приглашали художников (Сауле Сулейменову, Умиду Ахмедову), литературоведов, правозащитников (у нас был Евгений Жовтис), историков (Екатерина Кузнецова, которая много лет изучает КАРЛАГ), писателей (Валерий Михайлов, автор «Великого джута»), искусствоведов (Валерия Ибраева). Было очень важно осветить эту тему широко – не только с точки зрения ученых и исследователей, но и людей, находящихся в публичном поле, потому что эта тема на самом деле социальная и личная. Нам хотелось донести до публики и это.

В итоге команда провела 6 лекций, последней спикеркой  последней лекции стала известная британская исследовательница Катриона Келли:

— Она историк русской культуры, она прочитала лекцию здесь в Алматы. Параллельно проекту «Живая память» мы провели выставку. Она была не конкретно о памяти, но в ней нашли отражение те вещи, которые мы затрагивали в ходе лекций: наследие Советского Союза, отношения государства и человека, свободное высказывание и государство, – рассказывает Александра.

Логическим продолжением лектория стал выпуск сборника «Живая память»:

— Сборник стал неким итогом того, что во время наших лекций было проговорено. Нам хотелось как-то задокументировать те интересные мысли и темы, которые в своих выступления поднимали спикеры. Наш друг Тимур Нусимбеков предложил нам выпустить книгу.

Структура книги во многом повторяет структуру лекций: в ней есть разделы об истории, памяти, культуре, искусстве:

— Екатерина Кузнецова написала в книгу статью о КАРЛАГе и о том, как сейчас исчезает память об этом месте. Писатель Юрий Серебрянский написал замечательное эссе – часть его повести «Алтын шаш», в котором он обращает воспоминания польских переселенцев в художественную литературу. Также в книге есть раздел «Искусство», через который мы пытались раскрыть тему того, как можно работать с травматическим прошлым инструментами искусства, как преодолевать эту травму. Мы видим, чувствуем и пропускаем искусство через себя – это совсем другое.

Параллельно работе над книгой, команда Open Mind занималась записью и выпуском подкастов. Этим они намерены продолжить заниматься и в дальнейшем:

— Подкасты – это тоже продолжение нашего проекта. Мы будем продолжать их записывать. На сегодня мы выпустили два подкаста на русском языке и три подкаста на казахском языке. Эти подкасты построены полностью вокруг темы памяти. Это разговор с учеными, историками, людьми об этом периоде. Для нас это попытка попробовать расширить аудиторию с помощью нового формата, который набирает популярность в Казахстане, России и других странах. К тому же это тоже продукт, который останется: к нему можно возвращаться, его можно послушать заново. На самом деле, опыт, который пережили предыдущие поколения тогда – это не только об истории. Мы говорим, что это – современная тема. В подкастах хотелось бы продолжать этот дискурс: это не страница истории, которую мы перевернули; это очень значимо для нас сейчас – современных казахстанцев. Нам нужно проговорить эти травмы и выработать осуждающее отношение к репрессиям, к неуважению человеческой жизни. Если бы мы усвоили эти уроки прошлого, наверное, в современном Казахстане было бы меньше репрессий, больше ценилась бы человеческая жизнь.

Фонд Сорос-Казахстан – основной партнер проекта «Живая память», поддерживающий его с самого начала:

— Мы ощущали эту мощную поддержку и понимание того, о чем проект и почему он важен. Фонд полностью разделял наше отношение к теме. Мне кажется, это очень важно, потому что так работа идет гораздо эффективнее – ты видишь, что твоя работа находит отклик и Фонда.

В начале осени книги была готова, первая презентация «Живой памяти» прошла в библиотеке Назарбаев Университета. По словам Александры, получился достаточно теплый прием:

— В Астане у нас попросили еще книг для библиотеки, в том числе и в цифровом формате. Отзывов мы еще не получили, поскольку книга только-только попала в руки. Нашу работу отметил Сахаровский центр в России – нам пришел очень теплый отзыв на наш сборник. Они высоко оценили качество сборника, поскольку у них мало материалов по Казахстану – книг много, но их нет широком доступе. Им очень понравилась наша книга и, несмотря на то, что она небольшого объема, книга охватывает много тем.

Продолжать исследования в этом направлении и восстанавливать память о событиях давно минувших лет – крайне важно, поскольку неосмысленность того времени напрямую влияет на то, что мы видим сегодня:

— Хотелось бы дальше исследовать темы репрессий и депортации, потому что эти темы интересны с точки зрения нашего отношения к этому сейчас, в настоящее время. Память – это о том скорее, как мы помним то, что случилось в 30-40-ые года, почему это произошло. Государство совершило некое насилие над своими же граждане, оправдывало это экономическими факторами, необходимостью и так далее. Сам этот механизм в котором погибли десятки тысяч людей и наше отношение к этому событию сегодня влияет на действительность. Мы видим равнодушие людей к репрессиям сегодня. Это страх, это неуважение к человеческой жизни, государство, которое хочет всех контролировать. А отношение ко всем этим вещам в обществе какое-то индифферентное – «Это плохо, ну и ладно. Что мы можем поделать?» Мне кажется, что это интересно изучать, – заключает Александра.