Не секрет, что всерьез внедрением принципов устойчивого развития в Казахстане занимаются международные организации. Их объем работы включает массу различных мероприятий консультативного характера: от совместного с госорганами составления планов развития до проведения конференций и разъясняющих семинаров.
Чтобы получить независимую экспертную оценку процесса перехода казахстанской экономики к устойчивому развитию, «Эксперт Казахстана» задал несколько вопросов Жанибеку Хасану, директору программы «Прозрачность государственных финансов» фонда «Сорос-Казахстан».
— Жанибек, в чем выражается, по вашим наблюдениям, системный подход к устойчивому развитию в РК? Какие компании работают и строят стратегии на принципах устойчивого развития?
— Во многих странах Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР), являющейся своеобразным клубом стран с развитой экономикой, публикуются долгосрочные прогнозы и стратегии развития — на несколько десятилетий вперед, вплоть до 2050 года. Эти документы в той или иной степени базируются на принципах устойчивого развития. В Казахстане подобных общенациональных прогнозов или стратегий на данный момент не существует, если не считать концепцию перехода РК к устойчивому развитию на 2007—2024 годы. В интервью газете «Коммерсантъ» в феврале текущего года вновь назначенный глава фонда «Самрук-Казына» Умирзак Шукеев признал, что в ФНБ еще нет стратегии развития. Планируется, что этот стратегический документ будет разработан на десятилетний срок. С моей точки зрения, подобный документ в обязательном порядке должен основываться на концепции устойчивого развития и отвечать критериям устойчивого развития ООН. В целом деятельность национальных компаний в Казахстане можно назвать скорее проектной, чем системной.
— Насколько глубоко понимание у ключевых казахстанских компаний тех методов, которые предложены в обзоре?
— Понимание у компаний есть, но одно дело — реализация проекта на 5 лет и совсем другое — тщательный анализ влияния проекта на экономическую, социальную и окружающую среду в долгосрочной перспективе. На мой взгляд, топ-менеджменту казахстанских национальных компаний нужно включаться в разработку долгосрочных планов развития предприятий, учитывая их огромное значение для социально-экономического развития республики.
— Насколько предприятия, запускаемые в рамках ГПФИИР, отвечают принципам устойчивого развития?
— В стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года и программе ГПФИИР заложено понятие «устойчивое развитие». Однако насколько каждый отдельно взятый проект отвечает требованиям низкого влияния на окружающую среду — вопрос довольно сложный. Процесс оценки проектов, которые допущены к рассмотрению и которые планируется финансировать, в том числе за счет бюджетных средств, должен быть максимально прозрачным. Согласно методологии оценки каждому проекту выставляются определенные баллы по устойчивости, экологической безопасности и другим критериям. Эти показатели могли бы размещаться на сайте фонда национального благосостояния «Самрук-Казына».
— Как в Казахстане обстоит дело с «зелеными» инвестициями?
— «Зеленая» экономика является одним из столпов устойчивого развития. Вместе с этим последние инвестиционные проекты не демонстрируют высоких показателей бережного отношения к окружающей среде. Например, в электроэнергетическом секторе выработка электроэнергии на более чем 70% обеспечивается за счет угля. Согласно стратегической программе этот показатель в ближайшие годы существенно снижаться не будет. К сожалению, несмотря на наличие закрепленных положений в стратегических документах о повышении доли «зеленой» экономики это десятилетие, скорее всего, пройдет под знаменем «коричневой» экономики. Большинство пилотных проектов в сфере продвижения инициатив по «зеленой» экономике поддерживается международными организациями развития, например ПРООН и другими.
— В каком состоянии находится механизм ГЧП в Казахстане, каков его реальный потенциал развития?
— Потенциал развития ГЧП в Казахстане высокий. В стране существуют мощные финансовые и промышленные группы. Однако инвестору необходимы определенные гарантии получения прибыли, законодательной устойчивости, укрепление институтов, снижение административных барьеров и множество других факторов. Актуальным является вопрос прозрачности отношений правительства и частных компаний в увязке «государство — инвестор». Несмотря на то что отношения между государством и инвестором носят двусторонний характер, общество также заинтересовано в реализации инвестиционных проектов. Прозрачность в сфере заключения контрактов, процедур и процесса тендерных закупок и большая подотчетность уполномоченных государственных органов и компаний квазигосударственного сектора дает возможность повысить уровень общественной поддержки, а значит, и легитимность соглашений.
Оригинал материала находится по данному адресу:http://expert.ru/kazakhstan/2012/25/proektnyie-no-nesistemnyie/
Опубликовано с разрешения автора статьи и редакции.