10/06/2011
Международная оценка учебных достижений
10/06/2011
О передаче уголовно-исполнительной системы в подчинение МВД РК
11/08/2011

О государственной образовательной накопительной системе

Казахстан приступает к внедрению системы государственных образовательных накоплений в соответствии с Государственной программой развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы.

Первые сообщения в СМИ, появившиеся в марте этого года, вызвали неоднозначную реакцию со стороны общественности, включая молодых активистов. По мнению представителей Молодежного профсоюза «Наше право», «эта реформа положит начало конца остатков бесплатного образования в нашей стране». Министр образования и науки РК Бахытжан Жумагулов 11 мая официально заявил, что «система образовательных накоплений в Казахстане не повлечет снижения количества государственных грантов». Ниже мы предлагаем вашему вниманию мнение Сауле Каликовой, советника по вопросам образования Фонда Сорос-Казахстан, по этому вопросу.

Вопросы по системе образовательных накоплений, на мой взгляд, необходимо рассматривать как часть попыток государства по разработке стратегий в условиях, когда образование становится частью рыночной экономики. На сегодня в Казахстане государственные образовательные гранты покрывают около 20 процентов программ высшего образования, оставшиеся 80 процентов — это средства населения.

Если мы зададимся вопросом «Какие возможности есть у выпускника средней школы, который планирует получить высшее образование в Казахстане?», то можно привести несколько вариантов:

1. Оплачивать обучение из собственных средств. Однако с каждым годом стоимость обучения повышается. На сегодняшний день эта сумма на казахстанском рынке высшего образования варьируется от 250,000 тенге (по отдельным программам некоторых частных вузов) до 1,450,000 тенге (как, например, в КБТУ) в год. В среднем стоимость более или менее востребованной на рынке труда программы стоит от 500,000 тенге в год и выше. Понятно, что это обстоятельство значительно сокращает возможности для семей со средним доходом, а для семей с низким доходом доступ к высшему образованию становится практически невозможным.

2. Попытаться выиграть государственный образовательный грант. При этом, выбор специальностей ограничен. Такие гранты, в первую очередь, предоставляются на социально значимые профессии (весь спектр педагогических специальностей, например). Это актуально и, думаю, правильно. Но если вы мечтаете получить профессию «переводчик» или «дизайнер», то ваши шансы значительно сокращаются.

3. Образовательный кредит. Эта государственная политика была введена лет пять назад. Практика показывает, что люди прибегают к этой возможности в крайнем случае, так как в рамках этой программы льготное кредитование в Казахстане осуществляет только один Банк и лишь для студентов из уязвимых групп (Альянс-Банк, на 17 лет и под 9% годовых). Два других банка второго уровня (Народный Банк и Банк БТА) предоставляют эти кредиты на условиях, которые  никак нельзя считать привлекательными (на 10 лет и 15% и 19% годовых соответственно).

4. Образовательные накопления. Условия, которые предлагаются этой программой, не являются на сегодня приоритетными для людей. Семьи, которые решают копить средства на образование детей, могут выбрать депозитную программу любого банка и при этом не иметь тех ограничений, которые устанавливаются, если вы решили выбрать систему образовательных накоплений. То есть в случае, если сбережения будут использованы не по назначению, бонус, который предоставляет государство в виде госпремии в дополнение к дивидентам от банка, будет потерян.

Сегодня в Казахстане на самом деле работают первые два варианта – люди или платят из своих средств, или пытаются выиграть грант. Два последних пункта не привлекательны и не вызывают доверия у населения. Чтобы такие стратегии «работали» нужны, как минимум, два базовых условия: устойчивая экономика и ответственное государство, предоставляющее гарантии выполнения заявленной политики путем эффективно работающих механизмов. Наличие этих условий в данный момент, на мой взгляд, все еще находится под вопросом.

Система образовательных накоплений позиционируется государством как шаг в сторону поддержки населения и предоставления разных возможностей для планирования будущего своих детей. Сегодняшний посыл со стороны государства — «Предоставление высшего образования вашим детям – это, в первую очередь, ваша собственная ответственность». Возможно, в этом сообщении заложена одна из «воспитательных» задач по формированию у населения большей ответственности за будущее; развитию идеи о том, что инвестиции в образование детей являются одним из приоритетов семейного планирования. В то же время, мы вправе задаться вопросом «Есть ли у нас альтернативные варианты? Может ли Казахстан позволить себе политику бесплатного высшего образования? Сколько может стоить такая политика? Каковы выгоды и издержки такого подхода – экономические и социальные?». Но об этом пока не говорят. А начать этот диалог следует уже сейчас и на всех уровнях.