16/06/2020
Итоги первого года с момента транзита власти
08/06/2020
«Государство не должно считать паллиативную помощь делом общественных организаций»
23/06/2020

Лидерство для учителей Казахстана

12-13 июня общественный фонд «Школа для Всех» в партнерстве с Высшей школой образования Назарбаев университета провели онлайн конференцию по лидерству учителей Казахстана. В онлайн-встрече приняли участие спикеры из Казахстана, Великобритании и Египта.

Конференция завершает первый год развития проекта «Лидерство учителей Казахстана», который стартовал летом 2019 года и осуществляется при грантовой поддержке Фонда Сорос-Казахстан. Реализует проект Общественный фонд «Школа для всех» в партнерстве с профессиональным сообществом учителей Великобритании HertsCam Network и Высшей школой образования Назарбаев Университет.

В проекте приняли участие 16 общеобразовательных школ из четырех городов Казахстана —  Алматы, Тараз, Нур-Султан и Кокшетау. В рамках проекта на сегодня обучены  32 фасилитатора и охвачены 180 учителей, директоров школ и их заместителей.

«Что такое непозиционное лидерство учителей в нашем понимании? Мы обсудили это с учителями и одна из них — учительница биологии из Тараз, участница программы – поделилась своей собственной интерпретацей, которая изначально звучала так: учитель-лидер должен принадлежать к руководству школы, быть назначенным старшим учителем. Позже она пересмотрела свое видение и сказала, что это должен быть все-таки любой учитель школы, который может проявлять лидерство. То есть даже молодой педагог может быть примером, вести за собой коллег вне зависимости от опыта работы и должности. Необходимо озвучивать свои мысли, делиться ими с коллегами», – это мнение учителя привела в своем приветственном слове модератор конференции доктор Гулмира Канаева, ведущий исследователь проекта «Лидерство учителей Казахстана» из Высшей школы образования Назарбаев университета.

Член Попечительского совета профессионального сообщества HertsCam Network доктор Дэвид Фрост впервые побывал в Казахстане в 2010 году; он работал в Назарбаев Университете, когда в учебном заведении только зарождалась Высшая школа образования:

«Я встречался с директорами и учителями школ, и был крайне удивлен уровнем приверженности инновациям, стремлению к новому. Тогда я познакомился с представительницей Фонда Сорос-Казахстан Сауле Каликовой. Все эти годы мы мечтали запустить проект по лидерству для учителей в Казахстане», – вспоминал доктор Фрост.

По мнению доктора Фроста, именно развитие непозиционного лидерства учителей позволит раскрыть потенциал и внести индивидуальный полезный вклад в достижении общих целей: «Непозиционное лидерство полезно тем, что оно дает возможность каждому переступить рамки своей должности и предпринять действия для привнесения изменений к лучшему. Непозиционное лидерство учителей реализовать гораздо сложнее, чем просто назначить людей на должности. Во-первых, это требует от руководства школы как доверить полномочия определенному педагогу, так и поддерживать его путем фасилитации. Мы пришли к выводу, что есть три важных момента для развития непозиционного лидерства: старшее руководство может помогать другим педагогам создавать особую среду в своих школах, которая воодушевляет и придает силы учителям; сами педагоги могут воодушевлять друг друга, делясь своими достижениями и поддержкой, знаниями; учителя, которым помогают извне, тоже могут привносить в свои школы великолепные методы фасилитации», – объяснил он.

О том, как начиналась работа над проектом рассказала директор общественного образовательного фонда «Школа для всех» Гульбадан Закаева:

«Нами была проделана огромная работа с управлениями и отделами образования городов Нур-Султан, Алматы, Кокшетау и Тараз. Мы встречались с директорами школ с целью отобрать их для участия в проекте. По результатам отбора мы определили 16 школ в 4 регионах Казахстана: школы-гимназии №24, №68, №79, №75, №83 и №86 города Нур-Султан; школы-лицеи №8, №60, №188 и №33 города Алматы; школы-гимназии №7, №5 и №40 города Тараз; школа-гимназия №13, №17 и №18 города Кокшетау. Следующей задачей стало проведение вводной конференции для фасилитаторов и директоров школ. В августе 2019 года мы, совместно с командой HertsCam Network на базе Назарбаев Университета провели вводную конференцию для всех участников программы. Команда HertsCam Network подготовила и предоставила полное методическое сопровождение программы: руководства для учителей, фасилитаторов и директоров, которые включали в себя все необходимые инструменты и материалы программы. Эти материалы были переведены на казахский и русский языки, а затем переданы школам-участницам проекта», – сообщила она.

В течение прошедших 11-ти месяцев в рамках проекта для участников программы лидерства были проведены несколько встреч.

«Мы считаем, что долгосрочным результатом проекта станет создание инновационной модели непрерывного профессионального развития учителей на базе школ, которая будет способствовать повышению мотивации учителей и будет прямо коррелировать с новой системой присвоения квалификационных категорий учителям казахстанских школ: педагог-модератор, педагог-эксперт, педагог-исследователь и педагог-мастер. Мы считаем, что необходимо создать сообщество педагогов-практиков, приверженных идеям непозиционного лидерства. Мы ожидаем создать сети школ, которые делятся своим опытом и выступают инновационной моделью по развитию непозиционного лидерства учителей и надеемся, что такие профессиональные сети превратятся в общенациональную ассоциацию учителей-лидеров. Такие институты могли бы служить региональными ресурсными центрами для развития лидерства учителей в будущем», – поделилась Гульбадан Закаева планами проекта на будущее.

Результаты первого года работы проекта отметила советник по вопросам общественной политики Фонда Сорос-Казахстан Сауле Каликова. В них она видит не просто работу, а эффективный путь развития:  «Я вспоминаю, как мы встречались в августе прошлого года на вводной конференции для директоров, учителей и фасилитаторов 16-ти  школ, вовлеченных в проект «Лидерство учителей Казахстана». Наряду с теми, кто принимал концепцию непозиционого лидерства учителей, были и те, кто задавали вопрос «А про нас ли это?». После конференции все они вернулись в школы и начали каждодневную рутинную работу на основе полученных знаний, методических материлов и пошагового плана действий, разоработанного совместно с коллегами. Сегодня я рада видеть, что все случилось и мы видим результаты: 180 учителей вовлечены в программу  «Лидерство учителей Казахстана», мы видим проекты самих учителей. Они подготовлены не просто для отчетного портфолио. Это очень важный момент в нашей культуре повышения квалификации. Школьная администрация, учителя проходят определенный барьер в своем понимании профессионального развития: от повышения квалификации как некоего разового действия к постоянному профессиональному росту на своем рабочем месте. И это – одна из главных целей поддерживаемого нами проекта».