Мурат Ауэзов, Культуролог, исполнительный директор Фонда Сорос-Казахстан в 1999-2003 гг.
Работа Фонда Сорос-Казахстан началась за два-три года до того, как я туда пришел. А последние 15–17 лет за происходящим с Фондом я наблюдаю как бы со стороны.
В разное время с Фондом Сорос-Казахстан работали Герольд Бельгер, Нурбулат Масанов, Евгений Жовтис – все глубоко уважаемые мной личности. Поэтому, когда мне самому поступило предложение занять должность исполнительного директора Фонда, я согласился.
В Узбекистане живет замечательный человек по имени Алишер. Познакомились мы, когда я работал в Фонде Сорос-Казахстан. Потом я ушел. Но все это время мы не прерываем связь, встречаемся по общим делам. Можно назвать это явление «старой школой Сороса». А мы – ее выпускники, которые действительно близки между собой. И всегда поддержим друг друга.
Джордж Сорос – совершенно особенная личность. С самого начала мне было по душе его мировоззрение. На мой взгляд, этот человек внес действительно весомый вклад в социальное развитие Казахстана. Ссылаясь на книгу Карла Поппера «Открытое общество», он ввел в обиход понятие «открытое общество».
Философская концепция Сороса – принципы открытого общества, которые нужны каждому государству. Особенно тем, что недавно получили независимость и ищут свой путь развития. Как и совместные встречи в Казахстане, на Кавказе, в Центральной Азии, Венгрии, способствующие формированию дружеских отношений между странами.
Сейчас уже и у нас есть миллиардеры. Но среди них мало тех, кто, как Сорос, тратит заработанные деньги на добрые дела, на развитие общественного образования, медицины и другие виды помощи своему народу. А Джордж Сорос продолжает тем временем идти своей дорогой. У Фонда Сорос-Казахстан было немало важных программ. Мне особенно запомнилась программа для оралманов.
Когда впервые наши сородичи начали возвращаться в Казахстан, они не знали практически ничего об этой стране. Фонд выделил средства и организовал курсы по юридической помощи и просвещению переселенцев. Думаю, что польза от этого была колоссальной. Новые граждане смогли ощутить защищенность и уверенность в будущем.
Не важно, Грузия это, Балтийское побережье или Украина, все мы, работники Фонда Сороса, хорошо знали и знаем друг друга. все, с кем я познакомился там, были светлыми людьми. Они чувствовали важность понятий «права человека» и «свобода».
Много хорошего стране принесла и программа поддержки литературы «Современный казахский роман» – близкая лично мне. То был яркий опыт. Сначала Фонд объявил конкурс. Установил призовой фонд, выбрал среди участников пятерых талантливых писателей. Дал им возможность заниматься творчеством. Проводил для них семинары. И ежемесячно выплачивал по 300 долларов каждому. В те годы 300 долларов были приличными деньгами. Наша финансовая помощь стала надежной поддержкой для становления этих авторов, помогла расправить крылья одаренным писателям: Айгуль Кемельбаевой, Таласбеку Асемкулову, Николаю Веревочкину, Илье Одегову и Дидару Амантаю.
Как именно мы выбрали этих пятерых? Фонд Сорос-Казахстан против тоталитаризма, авторитаризма и власти одного человека. Победителей конкурса определяли авторитетные в литературной среде Казахстана люди.
Жалею ли я о чем-то, сделанном за время работы в Фонде? Скорее, о еще не сбывшемся. Был один важный для меня проект. Мы с коллегами из среднеазиатских Фондов Сороса написали письмо Джорджу Соросу, в котором говорилось о нашем желании стать консолидированной Центральной Азией. Это помогло бы сохранить независимость наших стран, поднять дух и самосознание людей. А в качестве объединяющего звена предложили создать Региональную Академию искусства.
Письмо было написано еще в 2002 году. В то время президенты наших стран-соседей практически не поддерживали связь между собой. Была трудная ситуация. Хотя на деле мы испокон веков были близки: казахи, узбеки, кыргызы. А ведь еще есть таджики, туркмены, которые обычно оставались в стороне. Но к нашему предложению присоединились и туркмены! Это был проект с будущим, родившийся по требованию времени, который мог дать Центральной Азии возможность стать политической силой с помощью культуры. К сожалению, не получилось.