В тренинге приняли участия работники сферы образования Казахстана. Сауле Аманжоловна Каликова, советник по общественной политике ФСК, поговорила с Тинде и задала интересующие нас вопросы.
Сауле Каликова: Почему для каждой страны важно иметь Национальные рамки мониторинга инклюзивного образования (ИО)?
Тинде Ковач Черович: Во всех странах мира системы образования сложны, они включают в себя большое количество людей, нередко имеющих разные, а порой и противоположные, взгляды на цели и задачи образования. Такими сложными системами нелегко управлять, даже в тех сегментах, где существуют устоявшиеся рутинные процессы, в таких, например, как организация начала учебного года, распространение учебников или подготовка выпускных школьных экзаменов. Инновации в образовании всегда создают дополнительную проблему в сфере управления системой, так как сопровождаются необходимостью переориентации многих субъектов системы образования и их сосредоточенности на новых совместных целях. Создание целенаправленной системы мониторинга может помочь политикам, управленцам и практикам сосредоточить внимание на процессах изменений, поддержать их, а также организовать слаженную работу различных заинтересованных сторон.
Среди многих других инноваций в образовании инклюзивное образование «стоит особняком», так как оно более сложно по своей сути, требует фундаментальных изменений ценностей, навыков и практик. Именно поэтому особенно важно создать согласованные рамки для его мониторинга. Это особенно важно в тех случаях, когда система сбора данных и их мониторинга еще не работает слаженно, когда весьма вероятно, что ряд заинтересованных сторон еще не полностью понимают все аспекты инклюзивного образования в целом. И здесь необходим общий язык, который является предпосылкой для конструктивного обсуждения, а обсуждение имеет решающее значение для дальнейшего развития. Следовательно, системы мониторинга не только помогают обнаружить какие-то факты, но они также помогают заинтересованным сторонам, участвующим в реализации ИО, достичь взаимопонимания и согласованно действовать.
Страны, в распоряжении которых уже имеются хорошо разработанные системы мониторинга и оценки, могут легко расширить их, чтобы охватить индикаторы, имеющие отношение к ИО (например, Шотландия, Новая Зеландия, Австралия, Нидерланды и т.д.). Тем странам, где все еще не разработаны комплексные и гибкие системы мониторинга и оценки образования, следует рекомендовать разработать какие-либо национальные системы для мониторинга ИО.
Сауле Каликова: Как это работает в Сербии?
Тинде Ковач Черович: Национальные рамки мониторинга ИО были разработаны в Сербии в 2014-2015 годах, через пять лет после общенационального внедрения инклюзивного образования. Строго говоря, внедрение этой системы в то время уже запоздало – система мониторинга должна была быть разработана еще до начала внедрения изменений. Однако даже с этой задержкой ряд характеристик Национальных рамок мониторинга оказались полезными — они послужили отличным инструментом для оценки формирующейся системы.
Во-первых, Рамки мониторинга были разработаны для всех уровней управления — национального, местного и школьного уровня. Это обеспечило согласованность собираемых данных на различных уровнях системы образования, что, в свою очередь, позволило отслеживать воздействие национальной образовательной политики на более низких уровнях системы образования, т.е. на уровне муниципалитетов, и, что более важно, на уровне школы. Инклюзивное образование требует именно этого: политика должна воплощаться в повседневной работе в классах обычных школ, поэтому согласованность в сборе данных была чрезвычайно важна.
Во-вторых, все показатели Рамок мониторинга сочетались с инструментами, которые могли помочь эмпирически определить наличие контрольных показателей или степени изменения показателей. Поскольку в стране еще не было опыта в данном вопросе, а контрольные показатели были все еще неочевидны для облегчения процесса оценки ИО, эти инструменты были очень кстати. Инструменты оценки большинства показателей были разработаны для различных групп бенефициаров (например, вопросник для школ, учителей, родителей детей из уязвимых групп, для самих учеников, а также протоколы наблюдений и проверочные списки). Это позволило Рамкам мониторинга получить легко используемый практический инструментарий, и благодаря этому мы смогли организовать первый раунд сбора данных сразу после утверждения Рамок мониторинга. Результаты этого анализа выявили несколько тревожных сигналов на всех уровнях образования, в ответ на которые мы смогли предпринять ряд необходимых мер.
В-третьих, Рамки мониторинга Сербии имеют еще одну важную инновацию: они разделяют показатели входа, процесса и результативности. Несмотря на то, что сделать четкое разделение между этими тремя видами показателей представляло собой достаточно трудную задачу, это различие позволило сделать более четкие выводы об источнике (-ах) выявленных проблем. Этот опыт также оказался очень полезным, и мы рекомендуем этот подход, особенно на этапе внедрения инклюзивного образования. Во время мониторинга, проведенного на основе разработанной системы, мы выявили множество случаев, когда показатели входа были низкими или вовсе отсутствовали. Например, некоторые школы не получили каких-то учебников; в большинстве школ не было инструкций о том, как работать с различными типами учеников, недавно зачисленных в их школу в соответствии с законодательством об ИО; некоторые родители не были проинформированы о существующих возможностях; в некоторых муниципалитетах учителя не прошли полномасштабную подготовку и т.д. Следовательно, тот факт, что эти школы не интегрировали надлежащим образом учащихся, не имел отношения к сотрудникам школ, а скорее он имел отношение к чиновникам министерства, работающим на местах в регионах и отвечающих за эту неудачу. Таким образом, в первые несколько лет внедрения инклюзивного образования имеет смысл сосредоточить усилия на мониторинге показателей входа, т.е. определить степень охвата бенефициаров (школ, учителей, детей, родителей) всеми предусмотренными мерами; затем — показателями процесса (чтобы проверить, адекватно ли выполнены эти меры); и уже затем, через 5 или 6 лет, будет целесообразно сосредоточиться на мониторинге показателей результативности (когда мониторинг количественных данных о влиянии инклюзивного образования начинает иметь смысл). Эта логика также соответствует известному, хотя и неприятному факту, говорящему о том, что образовательные реформы дают результаты только в долгосрочной перспективе, и что любая инновация также может временно привести к ухудшению ситуации. Лишь только после того, как все элементы стабилизируются, пройдет достаточно времени для личной и профессиональной адаптации всех участников реформы, будет достигнуто неуклонное повышение результатов.
Сауле Каликова: Как это помогает обычным школам развивать инклюзивное образование в своей повседневной работе?
Тинде Ковач Черович: Национальные рамки мониторинга позволяют школам проводить самооценку, и разработаны таким образом, чтобы школам было нетрудно их использовать. Показатели и инструменты сбора данных охватывают наиболее важные аспекты школьных процессов, связанных с инклюзивным образованием, от индивидуализации процесса обучения, до достижения идеальной модели, способствующей благополучию всех учеников в школе, предоставления широкого спектра поддержки и многого другого. Существуют показатели, касающиеся всех участников школьной жизни, инструменты для директоров школ, школьных психологов, учителей, учеников, а также родителей. Эти показатели можно легко использовать как все вместе взятые — для всесторонней самооценки школы, так и по отдельности — для простой проверки какого-то отдельного аспекта школьной жизни. Все это, конечно же, служит тому, чтобы помочь школам.
Однако есть два дополнительных, несколько необычных аспекта, включенных в инструменты Рамок мониторинга, которые служат не только для целей мониторинга, но и в качестве руководства для школ на пути к тому, чтобы стать действительно инклюзивными школами. Одним из них является мультиперспективность подхода, продвигаемого через Рамки мониторинга. Рамки мониторинга ориентированы на многочисленные заинтересованные стороны, которые являются ресурсом в процессе сбора информации о различных аспектах школьных процессов, имеющих отношение к инклюзивному образованию. Рамки позволяют сравнивать информацию из разных источников, а также позволяют вести в школе конструктивную, ориентированную на будущее, дискуссию, помогая понять и оценить перспективы, которые не всегда учитываются — например, речь идет об учениках и/или их родителях. С помощью целенаправленных вопросов и разработанной системы измерения Рамки также позволяют проводить различие между мнениями родителей/учеников, мнениями основного населения и людей, представляющих уязвимые группы, детей с инвалидностью или неблагополучных семей. Не уделяя особого внимания их голосам, перспективам и опыту, школа и, следовательно, система образования могут легко не принять во внимание проблемы, с которыми они могут столкнуться даже в инклюзивной среде.
Второй важной характеристикой Рамок мониторинга в этом отношении является множество инструментов оценки показателей процесса, разработанных для школ и учителей, которые сформулированы таким образом, чтоб помочь моделированию инклюзивного образования с точки зрения его наибольшей функциональности. Помимо предоставления подробных данных, являющихся основой для оценки инклюзивного образования, инструменты также играют поучительную роль, то есть они привлекают внимание всех участников системы образования (иными словами, людей, которые проводят на их основе оценки, тех, кто отвечает на вопросы и тех, кто анализирует ответы) к ожидаемой модели поведения в системе и её видимым признакам. Психологи говорят, что эти инструменты оценивают модели поведения в «зоне проксимального развития» школы, учителей и системы в целом, которые считаются исключительно важными в первые годы внедрения инклюзивного образования.
В этом же смысле Рамки мониторинга могут также служить основой для самооценки каждого учителя. Став участниками разработанной системы мониторинга, проанализировав изобилие содержащихся показателей, учителя могут сделать собственные выводы о сильных и слабых сторонах своего метода обучения, своей работы со всем классом или с отдельными детьми, их родителями и т.д. Участие в мониторинге помогает учителям совершенствовать свою педагогическую практику и совершенствовать свои рефлексивные практики инклюзивного образования.
Наконец, позвольте мне осветить еще один, хотя и менее очевидный, но не менее полезный аспект Рамок мониторинга: в процессе разработки Рамок мониторинга Сербии участвовали несколько крупных международных партнеров, таких как ЮНИСЕФ и Фонд Открытого Общества, а также министерство образования и ряд межправительственных учреждений, таких как Подразделение по социальной интеграции и сокращению масштабов бедности Правительства Сербии. Факт их участия в разработке Рамок мониторинга повлиял на их дальнейшую деятельность в сфере оказания поддержки ИО в школах Сербии, так как их деятельность также соответствовала содержанию системы мониторинга и была направлена на то, чтобы школы получали одинаковые или очень похожие друг на друга сообщения от различных участников и структур. Услышать одно и то же сообщение, сказанное разными структурами и людьми, может быть очень полезным для школ; это может помочь им сориентировать себя и реализовать предлагаемую инновацию. То же самое произошло с результатами первого мониторинга ИО — все заинтересованные стороны образования были проинформированы через ряд мероприятий, организованных различными агентствами, и все имели возможность подумать о следующих шагах и дальнейших разработках на основе Рамок мониторинга.
Я поздравляю вас с проделанной вами фантастической работой по созданию Рамок мониторинга в Казахстане и желаю вам насыщенных и плодотворных дальнейших шагов в направлении институционализации инклюзивного образования в стране.