Выставка Я РЕШАЮ = Я ЖИВУ болгарских авторов Надежды Георгиевой (NAD) и Яны Бурер Таваниер проводится в рамках Программы «Следующий шаг» Центра Некоммерческого Права Болгарии (BCNL) при поддержке Фонда Сорос-Казахстан
Название выставки «Я решаю – я живу», которая пройдет в г. Алматы, в пространстве «Art Lane» с 23 октября по 15 ноября 2016, отсылает к известному выражению Декарта «Cogito ergo sum», т.е. «Я мыслю, следовательно, существую». Развитие общества и новые гуманистические идеи внесли свои коррективы в человеческие отношения. Цель данной выставки обозначена ее создателями достаточно четко: «Устаревшая система опеки и попечительства отдает в чужие руки власть над жизнями людей, имеющих ограниченные умственные способности или проблемы с психическим здоровьем. Этот кто-то — опекун или попечитель — контролирует всё: жизнь человека, его эмоции и свободу; а зачастую, еще и деньги и собственность.
Опекунство равно лишению прав. Лишение прав равно социальной смерти.
Люди, помещенные под опеку, не имеют никаких прав; их голоса, желания и мысли не имеют значения перед законом. Многих пожизненно заточают в учреждения, откуда у них нет возможности инициировать юридическую процедуру своего освобождения.
Зачастую попасть под опеку слишком просто; при этом она будет длиться вечно.
Альтернативой, как это предусмотрено Конвенцией ООН о правах инвалидов, является «поддержка в принятии решений. Эта выставка рассказывает историю о том, почему пришло время для перемен»
«Я РЕШАЮ = Я ЖИВУ» была показана во многих странах, но каждый раз по разному, что зависит и от готовности каждого конкретного общества воспринять ее идею, и от возможностей экспозиционных пространств. Например, как выяснилось, в Алматы практически нет выставочных залов и музеев, вход в которые предусматривал бы условия для людей с ограниченными возможностями.
Выставка в Art Lane представлена по принципу уравнивания вербального и визуального образа, созданными художницей Надеждой Георгиевой и журналисткой Яной Бурер Таваниер, живущих и работающих в Болгарии. Тексты, сопровождающие картины, не описывают, но углубляют и расширяют изобразительные исследования Н.Георгиевой. Так, символически завязанные узлом руки героя, показанного в тельняшке на фоне открытого и романтического синего цвета, в текстовом описании дополняются прозаической деталью: «Иван любит заварной крем и море», подчеркивающей черты обычного человека. Повествование авторов идет от частного к общему – на протяжении 16 визуально-текстовых блоков развивается мысль о преодолении социальной смерти, что приводит к новому определению счастья.
Совмещение изображения и текста привносит дополнительные оттенки в понимание проблемы. Так, в том же «Новом определении счастья», Надежда, в стилизованной «детской» манере, изображает героиню закупоренной в стеклянной банке. Ее освобождение возможно только, если другой герой разобьет банку молотком. Очень важная подробность, подчеркнутая художницей через увеличение масштаба — молоток этот не строительный, а судейский. Поэтому и в тексте описания используется бюрократический язык: « С помощью своей сети поддержки Митько уже решил, где и с кем жить, подписал трудовой договор и договор аренды, обретя новое определение счастья».
Таким образом, играя на контрастах и совпадениях, стилизации, совмещении фантазийности и документальности художественных приемов, авторы добиваются максимального разнообразия, вместе с тем целенаправленно фокусируя внимание зрителя на идеях гуманизма, социальной ответственности и толерантности, необходимых современному обществу.