ARTMEKEN gallery при поддержке фонда Сорос-Казахстан» (ФСК) и Управления ООН по правам человека для Центральной Азии открывают выставку, приуроченую к 70-летию подписания Всеобщей Декларации прав человека «Дурные шутки».
В выставке участвуют 12 работ от 11-ти казахстанских художников:
Бахыт Бубиканова, Елена и Виктор Воробьевы, Ербосын Мельдибеков, Erden Zikibay, Зоя Фалькова, Мансур Смагамбетов, Нурбол Нурахамет, Павел Овчинников, Рашид Нурекеев, Сауле Дюсенбина. Произведения представлены в разных техниках: видео,керамика,живопись, инсталляция, графика, скульптура.
Ниже представляем вам кураторский текст Валерии Ибраевой.
«2018 год в Казахстане ознаменовался мощными гражданскими инициативами, вызванными несколькими драматическими событиями. Движения «Требуем реформу МВД», «Защитим Кок Жайляу» объединили людей, которые поняли, что действия (или бездействия) властей несут прямую угрозу их здоровью и даже жизням. Стремление государства ограничить возможность выражения несогласия с его действиями принимают абсурдистские формы, которым позавидовал бы сам Ионеско. Блокировки интернета, запреты на голубые шарики, нелепые суды над СМИ, «реформа» МВД, выразившаяся в смене полицейской униформы, посмертное награждение Дениса Тена медалью «За заслуги в охране правопорядка» были восприняты общественностью как дурные шутки, граничившие с издевательством.
Выставка «Права человека: двадцать лет спустя”, проведенная в декабре прошлого года, показала – люди искусства не считают себя оторванными от жизни общества, а, напротив, довольно остро реагируют на ситуации, возникающие в стране, фиксируя и обобщая нарушения и искажения фундаментальных прав. Выставка этого года, открывающаяся к 70-летнему юбилею подписания Всеобщей Декларации прав человека, еще более актуальна – художники, не сговариваясь, предоставили работы, иронически и сатирически обыгрывающие те или иные моменты, возникшие в связи с попранием фундаментальных свобод в Казахстане.
Мастер коллажа Павел Овчинников в своем сложном цветовом подборе вырезок из различных полиграфических материалов показывает, насколько шумен и общителен весь мир, опутанный электронными связями, сетями и контактами. Единственный квадрат, подверженный тотальному молчанию — Казахстан, в котором блокировки интернета проводятся без объявлений, но с достаточной регулярностью («Без названия», 2018). Поэтому и Бахыт Бубиканова в своем видео «Том и Джерри» (2018) пытается спрятаться от глаз наблюдателя, залезть в мышиную нору, закрыть руками и собственным телом мобильный телефон – источник информации. Ерден Зикибай («Адас», 2018) и Сауле Дюсенбина («Всегда есть надежда», 2018) говорят о детях, затрагивая спектры отношения к ним – от откровенной жестокости до простого, но малообъяснимого запрета на обыкновенную игрушку. Так, Сауле Дюсенбина, почти буквально воспроизводит известную работу Бэнкси, недавно со скандалом проданную на Сотбис, меняя в ней единственную небольшую деталь – изначально красный цвет воздушного шарика у нее замещается запретным голубым. Идея насилия, применяемая к детям, доходит до своего апогея в случаях попытки взрослых вступиться и за детские, и за свои собственные права. В живописной работе «Созвездие» (2018) Нурбола Нурахмета Абай, воздвигнутый на постамент, обозревает с его высоты карту Алматы, на которой, как звезды, мерцают точки – места «несанкционированных» митингов. Елена и Виктор Воробьевы анализируют ситуации, а точнее позиции, в которых оказываются полицейские, разгоняющие людей на улицах («Винтаж», 2018). Они выстраиваются то рядком, то плотной группой, пытаясь справиться с сопротивляющимся материалом – стареньким красным одеялом. Как и Дюсенбина, художники саркастически фиксируют момент тупой исполнительности – полицейским неважно, что именно необходимо подвергнуть «винтажу» — человека, одеяло, воздушный шарик. Важно схватить, запретить, отобрать. Версия этого графического цикла, кстати, пользовалась большим успехом на арт-ярмарке в Дубае, и была почти полностью раскуплена арабскими любителями искусства. Тему полицейского, гоняющегося за людьми, продолжает Зоя Фалькова в своей пародии на чернофигурную древнегреческую вазопись. Как активная деятельница фемдвижения, она не преминула вторгнуться в мужской мир древнегреческого спорта, назвав свою работу «Сама виновата» (2018) – классической фразой, которой заканчиваются любые разборки на тему домашнего насилия и нападения на женщин. Выход для всех этих ситуаций предлагает Рашид Нурекеев в инсталляции «Обратная сторона ветра. Коновязь» (2018), использовав старинное приспособление степняка для удержания скота на определенном месте. Метафора очевидна.
Еще более заостряет тему «фиксированного» человека Ербосын Мельдибеков, используя в новой работе свои старые фотографии людей, придавленных камнями или по шею закопанных в землю. Этот цикл был посвящен исследованиям природы насилия и назывался «Пол Пот (2000-2001) Свежая информация, пришедшая из соседнего Узбекистана об издевательствах над крестьянами, не выполнивших план по сбору хлопка, заставили художника вспомнить старую серию и продолжить ее новыми, на этот раз уже документальными снимками («Вторжение», 2018). Серию пафосных названий, которых довольно много на выставке, поддерживает и скульптура художника из Астаны Мансура Смагамбетова. Его «Прорыв» (2018) – это целая эскадрилья самолетов, собранных из фляг для воды. В аннотации к работе художник сетует на недостаток времени для учебы сельских детей, вынужденных постоянно таскать воду из колонок для нужд семьи. Фляги-самолеты – ироническое предложение художника облегчить труд детей и дать им возможность учиться — особенно хорошо смотрятся на фоне недавно прошедшей ЭКСПО под названием «Энергия будущего».
Очень важной деталью выставки «Дурные шутки» является тот факт, что все работы созданы в течение 2018 года, что говорит о художнике как неотъемлемой части нашего общества, его концентрате и, как ни банально это звучит, зеркале. Это значит, что реакция на дурные шутки властей может быть вполне симметричной. Художники тоже шутят.
Пока».
Выставка продлится с 6 по 26 декабря 2018 года
Время работы с 12.00 до 19.00 со вторника по воскресенье.
Понедельник выходной.
Адрес ARTMEKEN GALLERY: г .Алматы, пр. Назарбаева, 149 (выше ул. Джамбула).