С 1 февраля 2021 года по заказу Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности и Министерства здравоохранения стартовал пилотный проект «Ashyq» в Казахстане. Главной целью данного мобильного приложения является минимизация рисков распространения коронавируса, соблюдение санитарных мер и восстановление бизнеса после локдаунов и режима чрезвычайной ситуации из-за волн пандемии. К проекту Ashyq присоединилось многие предприниматели и организации разного масштаба уже по всей стране и благодаря этому они получали возможность работать дольше по времени и иногда в выходные.
Несмотря на многие позитивные моменты, такие как выявление и ограничение доступа контактным и зараженным, связанные с безопасностью людей, есть целый блок вопросов и проблемных точек, которые мы наблюдаем на протяжении уже почти года. К примеру, речь идет о фальсификации статуса (цвета), отсутствие контроля сканирования QR-кода на входе и выходе, отсутствие изменения статуса из-за болезни человека или заражения его/ее несовершеннолетних детей, отсутствие возможностей пользоваться приложением иностранным гражданам, отсутствие смартфонов у некоторых категорий граждан, срок действия статуса (в зависимости от вакцинации, ПЦР и ревакцинации), спекуляция и приобретение фейковых статусов из-за коррупции и многое другое.
В этой связи представляется крайне важным понимать, как казахстанцы относятся к этому приложению, что думают и наблюдают по мере регистрации и пользования, доверяют ли этому приложению или отдают предпочтение другим способам проверки статуса, какие риски беспокоят и пр. И главное, как долго с нами будет оставаться это приложение, постоянно собирающее, обрабатывающее и хранящее наши персональные данные, а также ставя под сомнение приватность и конфиденциальность данных в угоду кажущегося контроля над распространением COVID-19.
Полная версия исследования тут Ashyq: год спустя, что дальше?
Авторы работы: Анна Гусарова, Серик Джаксылыков