07/11/2019
Пластиковый кризис – это очень серьёзно
06/11/2019
Американская война с китайскими технологиями
07/11/2019

Для чего тормозить глобальный кризис СМИ

ВАШИНГТОН, ОКРУГ КОЛУМБИЯ – Сегодня почти везде можно увидеть, что СМИ переживают кризис. И, к сожалению, хотя надежная свободная пресса является основой хорошо работающей демократии, демократические правительства мира слишком мало заботятся о ее защите.

Средства массовой информации по всему миру пытаются приспособить свои бизнес-модели к цифровому веку, в частности, местные газеты массово закрываются, частично по причине потери доходов от рекламы. Без местных изданий, которым можно доверять, читатели становятся более восприимчивыми к ложным историям и «сенсационным наживкам». Поскольку высококачественная журналистика находится в маргинальном положении, политические лидеры во всем мире могут заклеймить нелестное освещение проблем как «фейковые новости», а недостаток широкого доступа к фактам подрывает доверие к демократии и верховенству закона.

Кроме того, везде, от Сирии до Словакии, журналисты подвергаются издевательствам, их захватывают в качестве заложников, незаконно задерживают и даже убивают за то, что они делают свою работу. Согласно модели, отработанной в Венгрии, России и Турции, преобладающим типом собственности СМИ стал «захват СМИ», когда политические лидеры и их богатые приближенные используют средства массовой информации для продвижения своих авторитарных замыслов и деловых интересов. Без авторитетного СМИ, способного призвать правительство и бизнес к ответственности, коррупция процветает. (Надежда на то, что гражданские блюстители порядка восполнят пробел с помощью Facebook и Twitter, остается глубоко подорванной.)

Слабая реакция демократических стран мира на этот кризис отражает, скорее, отсутствие политической воли, чем отсутствие решений. На самом деле, несмотря на масштабы и сложность, кризис СМИ далек от неразрешимого. А поскольку он подпитывает растущие угрозы демократии во всем мире, он представляет собой одну из крупнейших стратегических трудностей, заслуживающих срочного внимания и незамедлительных действий.

Одними из мощных рычагов решения этой проблемы являются внешняя политика и политика безопасности. Демократическим правительствам следует признавать факты нападок на свободу прессы и использовать такие меры, как дипломатическая изоляция, отказ в выдаче виз и прямые санкции, чтобы заставить виновных выполнять свои обязательства по международному праву по защите свободы выражения мнений.

Толчок для таких действий может произойти уже сейчас. В июле прошлого года Канада и Великобритания начали инициативу по защите свободы СМИ, согласно которой страны призывают подписать обязательство предпринимать совместные действия, когда свобода СМИ находится под угрозой, и защищать эту свободу во всем мире. На следующий месяц Франция включила этот вопрос в повестку встречи «Большой семерки» в Биаррице. Есть надежда, что это начало настоящего прогресса.

Второй рычаг решения проблемы – официальная помощь в целях развития (ОПР). В 2018 г. только 0,5% из 150 млрд долларов, которые богатейшие страны мира потратили на ОПР, ушли на вопросы свободы СМИ. Эту долю можно значительно увеличить, скажем, до 1%, как советует группа организаций по поддержке СМИ, и без существенного сокращения расходов в других областях.

Фактически, увеличение ОПР в помощь СМИ могло бы помочь в достижении других целей развития. Медиаиндустрия, захваченная корыстными интересами, препятствует экономическим реформам, политическому компромиссу и подрывает социальную сплоченность – все это необходимо для устойчивого всеохватывающего развития. Странам, борющимся за построение или поддержание демократической системы управления, необходима надежная свободная пресса.

В настоящее время Судан сталкивается именно с этими проблемами, пытаясь построить демократию после 30-летней диктатуры Омара аль-Башира. Во время таких чередующихся политических преобразований недавно ставшие свободными медиа-организации часто присоединяются к определенной партии или фракции, усиливая и закрепляя раскол в обществе. В стране, где этническая, культурная и религиозная дискриминация привели к жестоким гражданским войнам, нельзя недооценивать риски.

Тем не менее, до сих пор международное сообщество сделало слишком мало для содействия усилиям Судана в области развития средств массовой информации и реформ. Как заявил премьер-министр Судана Абдалла Хамдок на сентябрьской Генеральной ассамблее ООН, доноры должны «пересмотреть свои приоритеты» и поддержать реформы СМИ в таких странах как его. Эти усилия – наряду с созданием независимой судебной системы, обращением вспять спада экономики и расследованием преступлений режима Башира – имеют решающее значение для успешного перехода, по мнению премьер-министра.

А как насчет убийства журналистов? «Новый Судан больше не допустит этого», – заявил Хамдок.

Среди новых приоритетов донаторов, как в Судане, так и в других местах, должна быть помощь в устранении недостатков управления – экономических, политических и институциональных, которые делают СМИ уязвимыми. Это означает помощь правительствам в реформировании или усилении законов о СМИ, создании заслуживающих доверия институтов и обеспечении политической поддержки демократическому управлению средствами массовой информации. Здесь могут помочь такие институты развития, как Всемирный банк и Программа развития Организации Объединенных Наций.

Профессиональные организации по развитию СМИ также могут сыграть свою роль, например, в оказании помощи местным медиа-источникам в укреплении управления редакциями и обеспечении высоких журналистских стандартов. К счастью, многие высококвалифицированные организации, действующие на национальном и международном уровнях, готовы внести свой вклад.

Правительства стран-доноров должны содействовать этим вкладам, в том числе используя свое влияние, чтобы препятствовать получателям помощи вмешиваться в работу по развитию СМИ. С дополнительными инвестициями они могли бы также помочь организациям по развитию СМИ, таким как Европейский центр журналистики в Нидерландах или Академия Дойче Велле в Германии, дополнить расширенную проблематику в области развития.

После Второй мировой войны демократические страны мира скооперировались, чтобы создать институциональную основу, которая обеспечит глобальный мир и стабильность на десятилетия вперед. Для выхода из текущего кризиса СМИ необходимо предпринять аналогичные усилия, чтобы правительства, медийные организации и граждане работали вместе над укреплением важного строительного блока демократии и прогресса человечества.

Марк М. Нельсон старший директор Центра международной помощи СМИ.

© Project Syndicate 1995–2019