15/02/2019
Учителя Казахстана: почему молодые люди выбирают эту профессию?
13/02/2019
В Актау определены 5 лучших сельских инициатив
20/02/2019

Экономист Куаныш Оналбаев: «Многие люди даже не представляют, как много они могут узнать о бюджете»

Программа Open Budget Fellowship при поддержке Фонда Сорос-Казахстан в этом году будет проходит в третий раз. Мы поговорили с выпускником первого набора программы, а теперь еще и полноправным ее тренером – Куанышем Оналбаевым. В интервью он рассказал о том, как устроено обучение, с чем сталкиваются исследователи и насколько прозрачны бюджеты в Казахстане.

После окончания университета Куаныш работал в бизнес-среде и в государственных компаниях.  Однажды он увидел объявление в социальных сетях о наборе участников программы Open Budget  и решил подать заявку:

Куаныш Оналбаев: Я решил подать заявку из любопытства, так как было интересно как финансируются из бюджета такие государственные компании, как например где я работал, на что тратятся средства Национального фонда и так далее.  В 2017 году, когда я участвовал в программе, она состояла из четырех сессий. Первая была ознакомительной, после нее любой человек мог отказаться от участия или продолжить обучение. Также был отбор со стороны организаторов. К нам приезжали эксперты из Мексики, они говорили о мировом опыте; казахстанские эксперты о системе формирования и исполнения бюджета у нас и возможностях общественного контроля бюджета. Получился такой интересный и полезный микс. Я прошел все этапы, провел свое исследование и  открыл для себя другой мир – мир гражданского общества.

  • Расскажите, что еще важного вы открыли для себя во время прохождения программы? Были ли какие-то неочевидные вещи в формировании бюджета, его расходовании?

Куаныш Оналбаев: Несмотря на то, что я сам экономист, многие вопросы, связанные с формированием и утверждением бюджетного процесса, я не знал. Например, я узнал, что бюджет на следующий год начинают формировать уже в мае каждого года и он проходит долгий процесс обсуждения и согласования до сентября месяца. Также большим откровением, для меня стало то, что вся информация оказалась открытой, и эту информацию можно анализировать. Многие люди даже не представляют, что они могут узнать о бюджете. Например, в бюджете 2017 года было предусмотрено миллиарды на проведение исследований. Любопытно было бы взглянуть на результаты исследований и узнать, как они влияют на принятие государственных решений.

  • Вы прошли обучение. Как вы применяли эти знания в своей работе?

Куаныш Оналбаев: В рамках программы я провел свое исследование на тему государственного финансирования профессионального футбола в Казахстане.  Я раньше сам занимался футболом и прекрасно знаю, что практически все футбольные клубы финансируются из государственного, местного бюджетов. За пять лет на финансирование профессиональных футбольных клубов из местных бюджетов было затрачено более 100 миллиардов тенге. На мой взгляд, было бы эффективнее эти средства направить на развитие спортивной инфраструктуры и детского, массового спорта, как в свое время сделала Исландия и совершила огромный прогресс в мировом футболе. Таким образом, я всерьез увлекся анализом государственного бюджета и решил присоединиться к команде Zertteu Reserach Institute и стал соорганизатором и тренером Open Budget Fellowship в 2018 году.

  • Как вы думаете, насколько важно обычным рядовым казахстанцам разбираться в формировании и расходовании бюджета?

Куаныш Оналбаев: Основная цель проекта «Open Budget Fellowship» Фонда Сорос-Казахстан – сформировать пул и сеть профессионалов, которые разбираются в бюджете и которые умеют своевременно и правильно задавать вопросы государственным органам. Чаще мы задаем вопросы уже после того, как что-то уже совершилось. На самом деле существуют механизмы, которые позволяют задавать эти вопросы на этапе, когда еще есть время и возможность что-то изменить, сделать так, чтобы наше мнение учитывалось. Если каждый человек в Казахстане будет интересоваться бюджетом, то, возможно, бюджетные средства будут тратиться эффективнее. Однако я не думаю, что это должно быть ответственностью только самого человека. Государство также должно отвечать за финансовую грамотность населения. Если правительство и акиматы  заинтересованы в том, чтобы люди не критиковали их, то им следует спрашивать у людей, что им нужно и что они хотят, учитывать интересы граждан.

  • Как вы оцениваете уровень прозрачности местных бюджетов? Например, какова прозрачность бюджетов в регионах – небольших районах, селах.

Куаныш Оналбаев:  На мой взгляд, в целом ситуация по стране такая, что прозрачность есть, но она для галочки. Есть мировые стандарты, которые вынуждают государства делать информацию прозрачной. Другой вопрос – как реализуется эта прозрачность? Например, у нас есть Закон о СМИ, есть Закон о доступе к информации, согласно которым любой человек может запросить информацию о бюджете, связанную с расходованием средств. Ему должен быть предоставлен ответ в течение двух недель. По факту мы сталкиваемся с тем, что наши выпускники, и я в том числе, отправляют запросы в государственные органы – от местных структур до министерств. На половину из них ответили простыми отписками, некоторые ведомства вообще не ответили. В редких случаях дают полную информацию. Есть портал «Открытые бюджеты», как подразделение портала «Открытое правительство». Идея хорошая, согласно ей, в портале должны собираться все бюджеты всех госорганов. К сожалению, исполнение оставляет желать лучшего: вся информация сваливается в одну кучу, и чтобы найти что-то, надо эту кучу разобрать.

  • То есть создаются такие искусственные преграды. С одной стороны, вы ведь можете найти, а с другой – этот длительные процесс может кого угодно демотивировать.

Куаныш Оналбаев: Есть еще такая проблема – у бюджета, который публикует госорган, нет единой структуры. Если зайти на один сайт, то информация о бюджете будет в одном месте, на другом сайте – в другом. Очень трудно ориентироваться по сайтам, где все не структурировано. Также все данные даются в общем агрегированном виде, нет серьезной детализации. Например, нет данных по содержанию одной конкретной школы, вместо этого есть раздел «Затраты на все школы». В этом плане есть небольшие сдвиги: акимат Алматы с прошлого года публикует бюджеты всех школ, поликлиник и больниц. Уверен, что этот опыт должен быть распространен во всех регионах Казахстана.

Также с 2018 года в Кодексе о бюджете появилось понятие «гражданский бюджет». Раньше такого понятия не было. Вообще бюджет очень плохо читается и плохо анализируется, для непрофессионала сложно понять что-то из него. «Гражданский бюджет» – это такая упрощенная версия бюджета, понятная для простого гражданина. С этого года каждый госорган должен публиковать такой гражданский бюджет. Теперь стоит вопрос качества – насколько качественно они выполняют это требование, потому что в большинстве случаев госорганы публикуют те же цифры, но в меньшем количестве. Вставляют в презентацию, так сказать, самые понятные цифры.

  • Как госорганы реагируют на гражданский активизм в области открытого бюджетирования?

Куаныш Оналбаев: Наша программа подразумевает, что на сессии приходят гостевые спикеры. В их качестве к нам приходили и представители государственных органов, такие как министерство национальной экономики, антикоррупционное бюро, представители акиматов. Например, представитель министерства национальной экономики, который рассказывал о новом налоговом кодексе; были и представители маслихата. Также есть госорганы, которые адекватно относятся к тому, что у них запрашивают информацию. Например, министерство финансов заинтересовано в том, чтобы повышать открытость бюджета.

  • Если посмотреть на разные государственные секторы, в чьих бюджетах больше, не то чтобы дыр, но больше сложностей с мониторингом и анализом данных?

Куаныш Оналбаев: Если честно, то везде. Результаты мониторинга наших участников показали, что во многих отраслях непрозрачный бюджет и его расходование. И это при том, что темы работ участников очень разные, они охватывают разные отрасли. Галымжан Оразымбет,  участник Open Budget Fellowship исследовал обеспеченность школ Шымкента спортивным инвентарем. У министерства образования и науки есть приказ, согласно которому в каждой средней школе должно быть 94 позиций спортивного инвентаря. Он прошелся по списку и выяснил, что обеспеченность в исследованных школах составляет около 20%. То есть в среднем есть только 30 позиций из 94. Во-вторых, помимо того, что инвентарь должен быть, он должен быть в определенном количестве. Например, футбольных мячей должно быть двадцать штук и так далее. Он изучил процесс госзакупок и выяснил, что закупались позиции, которых нет в списке тех 94 наименований спортинвентаря. Так или иначе, все результаты исследований свидетельствуют о таких проблемах как: недостаточность финансирования, не эффективность или не прозрачность использования бюджетных средств.

  • Не было ли у вас разочарованности после того, как вы осознали масштабы закрытости бюджета?

Куаныш Оналбаев: Конечно, я был удивлен, но я не могу сказать, что все очень плохо. Наша программа позволяет не только обнажить проблемы в бюджетной сфере, но и предлагает рекомендации. Я надеюсь, что шаг за шагом, мы сможем изменить ситуацию. Например, результаты исследований наших выпускников мы презентовали на площадке Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействия коррупции. Они демонстрируют открытость и готовы прислушиваться к нашим рекомендациям. Это дает надежду, что наши усилия не напрасны и диалог возможен.