20/12/2017
В Казахстане выпущено пособие по фактчекингу
30/11/2017
В Алматы представят спектакли о правах женщин, свободе слова и пацифизме
31/01/2018

В Алматы прошла выставка «Права человека: 20 лет спустя»

В галерее «ARTMEKEN» при поддержке Фонда Сорос-Казахстан прошла выставка «Права человека: 20 лет спустя». В выставке приняли участие 10 художников и 2 фотографа.

В 1997 Фонд Сорос-Казахстан в сотрудничестве с СЦСИ-Алматы организовал выставку под названием “Права человека: Terra incognita”. Название было подсказано, собственно, ее содержанием – в большинстве работ фигурировала закрытая книга, на обложке которой значилось: «Декларация прав человека». Этот «бродячий сюжет» выявил простую истину – художники, как и общество, камертоном которого они являются, имеют самое туманное представление о тематике экспозиции.

Вместе с тем, несмотря на оживленную политическую и общественную жизнь конца 90-х, на фоне всеобщей нищеты и хаоса, одним из значительных объектов «Terra Incognita» была инсталляция Елены и Виктора Воробьевых «Художник спит».Это прямое, честное и самокритичное описание состояния творческих сил страны в нынешнем 2017 году доехало до Италии и с мая по конец ноября было выставлено в основном проекте 57-й Венецианской биеннале.

В Казахстане, на выставке «20 лет спустя» тандем показал работу «Мент-Арт», посвященную коррупции и бихевиоризму наших славных правоохранительных органов.

Другой звездный художник – и участник Terra Incognita — Ербосын Мельдибеков экспонировал видеоработу «Пастан» 2001 года, которая, к сожалению, не утеряла своей актуальности и сейчас, 20 лет спустя.

Долгий и плодотворный творческий путь другой супружеской пары художников – Сауле Сулейменовой и Куаныша Базаргалиева, также привел их к аналитическому осмыслению казахстанской ситуации – каждый из них реагирует на нее по разному, рассматривая различные аспекты состояния нашего общества. Так, Сауле всегда интересовали реальные люди, конкретные жизни и судьбы, («ЦОН. Регистрация.2017), Куаныш же работает в более символическом ключе, обобщая и объединяя проблемы государственной идеологии и ЛГБТ («Вы хотите батыров? Их есть у меня» (2015).

Владимир Третьяков предоставил два фотоцикла, которые не отнесешь ни к документальной, ни к постановочной фотографии. «Жана Озен» 2011 года – это рассказ о последствиях столкновений рабочих с полицией. Его фрагментарность, рваный ритм и большие пространства создают ощущение всеобщего опустошения и растерянности. Цикл «Без ума от….» 2017 — о людях с ментальными нарушениями, имеющими право на семейные и супружеские отношения, что в нашем обществе воспринимается пока с большим трудом.

Молодые художники, участвовавшие в выставке, скорее всего, не учитывали что она «20 лет спустя». Их по настоящему волнует первая часть ее названия – права человека и их несоблюдение, с чем они абсолютно не намерены мириться. Виктория Ли фотографирует матерей-одиночек для цикла «Уят» (2017), Зоя Фалькова предлагает побить боксерскую грушу известной фирмы Everlast, сшитую в виде женского торса – работа называется «Evermust» — «Каждый должен» (2017). Суинбике Сулейменова выставила видеодокументацию клубного виджеинга, где молодежь, пришедшая в клуб отдохнуть и развеяться под танцевальные ритмы и образы, неожиданно видит на экране новостные репортажи со сценами насилия над женщинами. Известный карикатурист Мурат Дильманов иронизирует по поводу свободы слова в Казахстане, а делающий первые шаги в искусстве, но жутко умный Арман Саин говорит о все еще непривычном для старшего поколения праве собственности в работе «Человек против прав потребителя» (2017).

Изящная и тонкая Сауле Дюсенбина предложила усилить постоянный контроль и контрастность общества, сотворив орнаментальные обои для украшения интерьера – чтобы дома не расслабляться (“Wall paper ornament”, 2014).

Мария Вильковиская и Руфь Дженрбекова, напротив, своей аудиоинсталляцией создала райскую страну, куда все стремятся попасть, но лишены свободы передвижения (“Комитет по правам нечеловека. Слушай!” 2017).

Неизвестно, могут ли наши молодые процитировать все статьи «Декларации прав человека», но то, что диапазон охватываемых ими проблем и внимание к человеческому достоинству в Казахстане растут – бесспорный факт.

Художник проснулся.