09/10/2014
«Қамқор» помогает трудоустроить людей с ограниченными возможностями
30/09/2014
Подведены итоги конкурса iMedia Project
24/10/2014

Право на образование

Согласно Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011 — 2020 годы к 2020 году доля школ, создавших условия для инклюзивного образования, от их общего количества должно достигнуть 70%. Безусловно, в данном процессе одной из основных задач является внесение ряда изменений в процесс подготовки и повышения квалификации отечественных педагогов в области инклюзивного образования.

В связи с этим, ООФ «Школа для всех» при поддержке Фонда Сорос-Казахстан в 2013 году разработал курс «Основы инклюзивного образования» для педагогических вузов, а в течение этого года провел ряд обучающих тренингов методологии и стратегиям инклюзивного образования для преподавателей региональных педагогических вузов. Тренинги прошли в Шымкенте, Семей, Актобе, Кокшетау и охватили 160 преподавателей колледжей и вузов.

«Мы начали проекты в области инклюзивного образования как часть более широких инициатив в области продвижения прав уязвимых групп в доступе к базовым социальным услугам. Концепция инклюзивного образования, основной посыл которого сформулирован в тезисе «все дети обучаемы, и каждый ребенок, несмотря на его физические, интеллектуальные и иные особенности, имеет право на качественное образование» наиболее полно отражает идею преодоления неравенства в образовании», — говорит Сауле Каликова, советник по вопросам общественной политики Фонда Сорос-Казахстан.

«В начале тренинга было много неясных вопросов у представителей вузов относительно воспитания и обучения детей с особыми нуждами, технологий и методов преподавания курса инклюзивного образования. И это закономерно, так как имеющиеся знания и представления об инклюзивном образовании у них были  эпизодическими и поверхностными», — отмечает Гульбадан Закаева, директор ООФ «Школа для всех». «В ходе тренинга были актуализированы цели и задачи проекта, прошло обсуждение существующих проблем, представлены методики инклюзивного образования».

При разработке программы тренингов учитывался мировой опыт в области инклюзивного образования, но основной упор был сделан на социальные подходы в области понимания инвалидности и их отличия от других подходов, в соответствии с их особенностями и  возможностями в условиях единой образовательной среды.

Программа тренинга состояла из 6 взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга сессий: «Определение инклюзии», «Индивидуализация и дифференциация в обучении детей с особыми образовательными потребностями», «Показ фильма. Дискуссия: проблемы и вопросы инклюзивного образования», «Адаптация и модификация образовательного процесса в инклюзивной среде», «Особенности сотрудничества педагогов с родителями  и специалистами в инклюзивной среде», «Использование интерактивных методов обучения на практических занятиях со студентами».

Участники тренинга познакомились с международными документами, политикой государства в сфере реализации задач инклюзивного образования на современном этапе, совершенствовали свое мастерство в применении инновационных методов обучения, получили представление о концепции индивидуализации.

Беркимбаев Камалбек (Кентау) отмечает: «Весь материал тренинга выстроен в стройную и логичную систему. Тренинг очень понравился своей практичностью. Навыки, которые были отработаны, уже не забываются, а включаются автоматически. Я обязательно проведу семинар для своих педагогов, чтобы познакомить их с философией инклюзивного образования. Мне стало просто интересно работать!»   

«Я в этом году закончил магистратуру и пойду на кафедру преподавателем. После такого тренинга у меня пропал страх, ощущение тревоги, боязни. Все было на высшем уровне. В моей начинающей профессиональной деятельности – это первый обучающий тренинг!», — говорит Данияр Утегулов (Талдыкорган).

«Что такое инклюзия? Какие методики использовать в инклюзивном образовании? Как адаптировать материалы на уроке? На эти вопросы мы получили ответы на тренинге. Очень понравилась практическая подача материала тренерами: четко структурированная теория и огромное количество примеров реализации методов инклюзивного образования», — добавила Кондратенко Виктория (Шымкент).

Мы надеемся, что развитие инклюзивного образования  в республике может послужить катализатором положительных изменений в учебно-воспитательной деятельности образовательных институтов  всех уровней, что, несомненно, повысит качество образования, а включение  детей с особыми потребностями в общеобразовательные школы предоставит возможность  педагогам овладеть  современными  инновационными технологиями.