Фонд «Мама Про» три года назад создали четыре женщины. Будучи мамами детей с особенностями, они хотели создать комфортное пространство для таких же мам, как они сами. Вскоре родительский клуб вырос в проект поддержки и развития социально уязвимых женщин, где родители могут прийти вместе с детьми и получить профессию. Сегодня при фонде «Мама Про» действует два тренинговых центра в Алматы и Астане. Мы поговорили с соучредительницей и руководительницей фонда Айжан Альжановой о проблемах родителей детей с инвалидностью и родительском выгорании.
Фонд «Мама Про» основали Айжан Альжанова, Гульсум Семенова, Асия Тикеева и Гульзия Айтмагамбетова. Тогда, в 2017 году это был клуб для родителей:
— Мы все являемся родителями особенных деток и изначально до основания фонда мы создали клуб для родителей особенных детей. Мы знали, что есть очень много проблем, с которыми мы сталкиваемся, поэтому мы хотели создать пространство, где бы мы делились своим опытом. У нас было много контактов родителей, с которыми мы общались в чатах. Мы обсуждали все: от тайм-менеджмента до интеллект-карт, приглашали логопедов, дефектологов, массажистов, разных специалистов, которые рассказывали нам об особенностях развития и ухода за нашими детьми в домашних условиях или на профессиональном уровне. По идее сложилось небольшое комьюнити, которое разрасталось, потому что тема была актуальна. Очень многие мамы приходили и за чашкой чая рассказывали о себе и своих детях, о том, с какими сложностями они все сталкиваются. Родители поддерживали друг друга.
Со временем, когда вокруг клуба сформировалось сплоченное комьюнити, у женщин возникла идея открыть на базе клуба тренинговый центр, где родители могли бы осваивать новые навыки, не беспокоясь при этом, чем занять на это время детей:
— У нас многие мамы, с которыми мы общались, не работали или работали удаленно, с частичной занятостью. Мы подумали, что было бы здорово, если бы у нас был офис, который отвечал бы на наши нужды: офис, куда можно было бы прийти с ребенком. Тогда таких офисов еще не было в Астане. Наши дети не всегда заняты: не всегда устроены в школу, поэтому нам тяжело жить по графику с 9:00 до 18:00 часов. Мы представляли себе рабочее пространство, куда бы мы приходили работать: в одной комнате рабочее пространство для родителей, а в другой комнате – все для того, чтобы наши дети чувствовали себя комфортно.
Сначала эту идею поддержал акимат Нур-Султана: тогдашний аким Асет Исекешев обратил внимание на проект на одном из столичных форумов, на котором девушки запитчили идею коворкинга для родителей детей с инвалидностью, для многодетных и соло-мам.
— Мы получили помещение в центре города под льготную аренду для нашей деятельности. Возникла другая проблема: помещение нужно было оборудовать, платить аренду, существовать и начать свою деятельность. Мы открыли различные конкурсы и подавали заявки на получение гранта. Одной из заявок была заявка в Фонд Сорос-Казахстан. Мы подали и забыли, работали по модели социального предпринимательства: организовывали небольшие курсы, получали небольшие деньги, много вкладывались сами, как учредители, чтобы поддерживать проект. Это было в начале 2018 года. В конце июня того же года нам позвонили из Фонда Сорос-Казахстан, сообщили, что их заинтересовал проект, и они хотели бы с нами познакомиться.
Тогда началось сотрудничество «Мама Про» и Фонда Сорос-Казахстан. Сейчас при поддержке Фонда в стенах «Мама Про» проходят образовательные тренинги для родителей, организована психологическая помощь и поддержка:
— Фонд Сорос-Казахстан были первыми, кто вдохнули жизнь в наш центр, поверил в нашу идею, которая даже нам тогда казалась чем-то несбыточным, грандиозным. В сентябре 2018 года мы запустили тренинговый центр «Мама Про», который обучал родителей особенных детей основам предпринимательства и компьютерной грамотности. В рамках этого тренинг-центра родители приходили вместе со своими детьми, который оставались в специальной комнате под присмотром педагогов и воспитателей, пока их родители проходили обучение. Это стало таким всплеском для родителей, которые долго находились в декрете, были асоциализированы, имели много комплексов, страхов выхода на работу. Их жизнь крутилась вокруг детей, а тут открылся такой центр, куда они могли прийти, где внимание уделялось им самим в первую очередь. К концу своей учебы они защищали проекты, которые могли реализовать. Среди выпускников много женщин, которые начали свое дело и повысили свое благосостояние.
В этом году «Мама Про» при полной поддержке Фонда Сорос-Казахстан запустил конкурс ко Дню прав человека для родителей. В рамках конкурса выпускники тренингов смогут получить грант на развитие своего собственного проекта.
— С какими проблемами сталкиваются родители детей с особенностями?
— Когда тебе говорят о диагнозе, который сопровождается тем, что «ребенок необучаем, вам придется всю жизнь ему посвятить», то родители переживают стресс. Это сильнейшее переживание того, что ожидания и реальность не совпали очень сильно. Во-вторых, они переживают за детей, которые сталкиваются с многочисленными проблемами со здоровьем. Дальше они сталкиваются с тем, что ребенка нужно обучать: специальная коррекционная педагогика. Инклюзивное образование у нас очень развито, когда возраст подходит, а ты не можешь отдать в детский сад ребенка, потому что не хватает таких садиков, где были бы приняты вызовы детей, нет условий для особенных детей. Другая проблема – непредсказуемая длина декретного отпуска. Не факт, что к трем годам ребенок может ходить или развиваться как обычные дети. Тяжело рассчитать свои силы, бюджет, время на то, чтобы планировать свою жизнь дальше.
Другая важная проблема, с которой, по словам Айжан, сталкиваются родители детей с особенностями – потеря квалификации за время декрета, который может затягиваться на 5-7 лет:
—Ты понимаешь, что у тебя образовался огромный пробел между предыдущей работой и материнством, также пробел в компетенции, потому что за то время что ты отсутствовала на рынке труда, ты скорее всего еще и не повышала свою профессиональную квалификацию и вряд ли где-то обучалась. У многих появляется какой-то такой страх, потому что ты не можешь точно быть уверенной в том, что с 9 до 6 ты будешь свободна для работы. У тебя множество проблем – это и компетенция, и отсутствие опыта и отсутствие уверенности в том, что ты не подведешь работодателя. Из-за всех этих трудностей и страхов, родители продолжают жить в декрете и соответственно теряют всё свою социальную защищённость, живя на одном пособии. Речь о том, чтобы взять в ипотеку квартиру или рассчитывать на медицинскую страховку – даже не идёт, потому что нет никаких социальных или пенсионных отчислений. Приняв на себя большую ответственность по уходу за особенным ребёнком – ты жертвуешь своей неуязвимостью. Если сравнивать обычных родителей и родителей особенных детей, то можно заключить, что они не равны и находятся вне равных условий. Если на особенных детей еще обращают как-то внимание, то о родителях этих детей, которые всегда находятся в тени, вообще никто не вспоминает и не замечает их. Уже было множество исследований, которые проводили и мы, и наши коллеги со всего мира, где было выяснено, что воспитание и уход за особенным ребёнком – превышает бюджет по уходу за обычным ребенком. Круговорот всех этих проблем откладывает свой отпечаток на качество жизни этих семей, а самое главное и на особенных детях.
— Как ваш личный опыт материнства помог вам в руководстве, в развитии этого проекта?
— Во-первых – это команда, все наши со-основатели – это родители особенных детей. И мы как никто другой знаем о всех проблемах изнутри, основываясь на своём личном опыте и опыте других родителей, которые к нам приходят. Мы ежедневно слышим о них о тех или иных проблемах и трудностях, с которыми они сталкиваются во время своего родительства. Одна я бы никогда в жизни не справилась со всем этим, но в команде таких же родителей, нам намного проще и легче, потому что мы знаем, что и как нужно делать ради наших детей и себя.
— Когда вы только начинали проект, с каким запросом к вам приходили мамы?
— Основной запрос был сформулирован так – «Устали сидеть в бесконечном декрете». Все хотят работать и зарабатывать деньги. Некоторым нужна психологическая поддержка, поскольку им очень тяжело признать и принять диагноз их ребенка. Иными словами, основные запросы это – работа, обучение или освоение новых навыков, психологическая помощь и поддержка. Конечно есть еще и множество других проблем это – отношение родителей между собой и проблемы родителей-одиночек.
— В этом году вы проводили исследование – «О влиянии пандемии на семьи в которых воспитываются дети с инвалидностью». Расскажите, об этих результатах и какие выводы удалось сделать?
Предварительные выводы заключаются в том, что когда был полный локдаун, родители столкнулись с полнейшим стрессом. Многие дети, которые обучались в школе – все перешли на удаленное обучение из дома. А как мы знаем, гиперреактивным детям жизненно необходим спорт, ежедневная физическая нагрузка. Гиперреактивность, как правило сопровождается с такими диагнозами, как – аутизм и синдром Дауна. Когда пандемия лишила детей возможности, ходить в школу, ходить на кружки и различные спортивные секции, они лишились возможности социализироваться, развивать свои поведенческие и интеллектуальные навыки, а поскольку удаленное обучение не может возместить этих вещей, то это пришлось делать родителям, как правило, еще и совмещая со своей работой. Конечно летом в этом плене ситуация немного улучшилась, так-как некоторые кружки возобновили свою работу, школы стали как-то функционировать, но проблема однозначно не решена, а родители этих детей всё также сталкиваются с психологическими проблемами и стрессом. Если говорить об экономическом состоянии родителей, то наш опрос по Нур-Султану показал, что оно не ухудшилась. В связи с тем, что родителям не пришлось тратить деньги на дополнительные занятия и кружки для своих детей в связи с пандемией. Да они потеряли доход, но они и не тратили деньги на кружки, поэтому самой большой проблемой, конечно же был стресс и психологическое состояние. Окончательные результаты будут озвучены на нашей конференции, которую мы будем проводить 8-9 декабря.
— Когда речь идёт о сложном родительстве, то говорят о выгорании. Наверняка в вашем проекте тоже очень часто затрагивается тему выгорания родителей. Можете ли вы рассказать о том, что может помочь родителям детей с инвалидностью бороться с выгоранием?
Синдром родительского выгорания – это ощущение огромной усталости, недостаток или полная нехватка сил, усталость, апатия, непринятие себя, внутреннее опустошение, бессилие, вспышки гнева, раздражительность, плаксивость. Женщины признавались в слезах, что больше не могут отдавать всю себя ребенку, не могут заниматься с ребенком. Одна мама сказала «Я хочу чтобы он умер». Это действительно страшно, здесь настолько сильное эмоциональное выгорание, что самостоятельно из этого выйти невозможно. Диагноз ребенка нередко травмирует психику отца и матери. К такому исходу редко удается подготовиться. Нужно учиться ухаживать за особенным ребенком и одновременно выполнять родительские обязанности. Выгорание родителей особенных детей обычно наблюдается на всех этапах, поэтому в это время важна профессиональная поддержка. В основе эмоционального выгорания лежит осознание, что родители раз за разом делают одно и то же и разочаровываются из-за того, что это не дает желаемых результатов.
Часто можно услышать: «Мне ничего не интересно», «Я перестала нравиться себе», «Я не интересна супругу», «Я стала раздражительной, я начала бить ребенка», «Меня не понимают родные», «Я не хочу ни с кем общаться», «Я не хочу ничего делать», «Мне ничего не интересно», «Я не испытываю радости», «Я устала».
Мы попросили проект «Мама Про» дать рекомендации для родителей, столкнувшимся с выгоранием:
Если вы устали, восстановите эмоциональные силы: можно несколько минут подышать и использовать другие техники самопомощи и самоподдержки, принять душ, выпить любимый теплый напиток, поговорить с поддерживающими вас людьми.
На вопрос «Что вас наполняет?» Одна мама ответила – «Когда я чувствую эмоциональное выгорание я иду к тем, кто сильнее и лучше меня, я учусь у них различным навыкам, беру инструменты как правильно совладать с собой». Другая мама ответила что именно в центре «Мама Про» смогла полностью осознать что ее нынешнее состояние это полное эмоциональное выгорание и причины это – ребенок аутист, муж бросил и нет жизненных сил радоваться. После психологической поддержки эта же мама отметила, что стала гулять вечерами с ребенком, стала перед сном читать ему книги и поняла, именно чтение книг отвлекает ее.
Лечение синдрома эмоционального выгорания является сложным, лекарства от него, действительно, нет. Заключается в индивидуальной терапии, при которой существенным является восстановление уверенности в себе. Человек, страдающий синдромом эмоционального выгорания должен полностью перевернуть мир вокруг себя. Ему необходимо начертить толстую линию, отделяющую его от старых стереотипов, и начать снова верить и радоваться… Но для этого требуется длительный отдых, связанный с восстановлением души и тела.