Эксперт в области инклюзивного образования Зият Абдыкаимов и правозащитница, директор общественного фонда «Еркіндік Қанаты» Елена Швецова разработали информационную кампанию о доступе к цифровому контенту в Казахстане. Эксперты рассказали Фонду Сорос-Казахстан о том, что проблемы равного доступа к актуальной информации затрагивают не только людей с инвалидностью.
Зият Абдыкаимов – выпускник Школы образования Назарбаев Университета. После магистратуры он продолжил работу в одном из ведущих вузов страны в качестве эксперта-менеджера по ассистивным технологиям и доступности информации:
– По-английски это немножко короче звучит. Мы с коллегами занимаемся обеспечением доступа к информационным ресурсам университета для студентов и сотрудников с особыми потребностями, в том числе незрячих. Сейчас в библиотеке есть необходимое оборудование; есть кабинет ассистивных технологий со специальным оборудованием и программным обеспечением, которое позволяет организовать доступ к информационным ресурсам библиотеки для учащихся и сотрудников университета.
Вместе с правозащитницев Еленой Швецовой они изучили доступность информации, в первую очередь государственной, для разных групп казахстанцев – от людей с инвалидностью до пожилых и людей, не имеющих доступ к стабильному интернету:
– Цель этой компании – информирование ответственных государственных органов с тем, чтобы добиться принятия решений и мер по обеспечению доступа к цифровому контенту на информационных ресурсах государства, начиная с egov, заканчивая сайтами, мобильными приложениями и другими платформами. То есть мы говорим о том, чтобы все цифровые продукты, которые государственные органы используют при взаимодействии с населением, были доступны в том числе лицам с различными нарушениями. Главным образом это сенсорные нарушения – нарушение слуха и зрения. Если посмотреть на доступность цифрового контента шире, то она учитывает потребности большого спектра людей, не только с инвалидностью. Например, пожилых людей, людей с ограниченными техническими возможностями, то есть тех, кто не имеют доступа к широкополосному интернету, кто пользуется сайтами через мобильные устройства и так далее.
Елена Швецова объясняет, что законодательство Казахстана не способствует соблюдению Конвенции ООН о правах людей с инвалидностью, которую страна ратифицировала в 2015 году:
– Если рассматривать доступ к информации с точки людей с инвалидностью, то это отдельная большая тема, которая на данный момент практически не освещается государственными органами. Люди с инвалидностью в Казахстане сталкиваются с большими сложностями при необходимости получения информации. В Законе об информации в принципе ничего не говорится о средствах и форматах распространения информации. Хотя в Конвенции о правах инвалидов, которую Казахстан ратифицировал в 2015 году, очень четко прописана 21 статья о доступности информации:
«Что государства должны принимать надлежащие меры для обеспечения того, чтобы люди с инвалидностью могли пользоваться правом на свободу выражения мнения и убеждений, включая свободу искать, получать и распространять информацию и идеи наравне с другими, пользуясь по своему выбору всеми формами общения». Это означает, что страна должна наладить обеспечение информацией, предназначенной для широкой публики, в доступных форматах и с использованием технологий, учитывающих разные формы инвалидности, своевременно и без дополнительной платы.
С тем, что в построении инклюзивного общества большую роль играет законодательная база, соглашается и Зият:
– Согласно Конвенции о правах инвалидов, информация должна предоставляться в альтернативных форматах – всеми способами, методами, доступных для лиц с инвалидностью, например, на жестовом языке, шрифтом Брайля. Вообще, конечно, проблема кроется в том, что нет обязательных юридических норм, которые обязывали бы государственные органы и тем более коммерческие компании делать свои продукты доступными для людей с инвалидностью. А это нужно делать еще на этапе планирования, проектирования сайтов, приложений и других цифровых продуктов. У нас есть национальные стандарты от 2012 года и 2017 года, но они носят рекомендательный характер, они не обязательны даже для государственных органов. Соответственно никто их не применяет при создании сайтов. Отсюда проблемы с egov и электронной цифровой подписью, которые к примеру незрячие люди не могут использовать, потому что приложение, через которое работает ЭЦП, не было адаптировано.
За время пандемии в фонд «Еркіндік қанаты» обращались казахстанцы, которые столкнулись с трудностью в получении государственных услуг во время пандемии и всеобщего карантина:
– Государство очень активно использует информационные порталы госорганов, в том числе и egov. Однако доступность их для людей с нарушением зрения крайне низкая. Так как программы, считывающие информацию с сайтов для людей с нарушением зрения, не могут прочитать странные таблицы и схемы. Также переходы внутри сайтов очень усложняют доступность и не позволяют людям с нарушением зрения найти нужную информацию, тем самым ограничивая их доступ, – рассказывает Елена, – Во время пандемии и ограничения передвижения, в наш фонд «Еркіндік қанаты» обращались граждане с нарушением зрения, так как они не могли получить ЭЦП онлайн из-за особенностей физиологии. От фонда мы направили письмо уполномоченной по правам человека Эльвире Азимовой с просьбой проанализировать, насколько портал egov доступен для людей с нарушением зрения. Наше письмо перенаправили в министерство информации, которые расписали на четыре страницы А4, что они делают для обеспечения доступа. Однако до сих пор мы видим, что право на доступ к информации является вызовом для людей с инвалидностью, и в частности для людей с нарушением зрения.
Кроме того, люди с инвалидность в Казахстане не всегда могли получить актуальную информацию о коронавирусной инфекции и способах защиты. Оказались недоступными для людей с инвалидностью и популярные сервисы доставки продуктов и курьерские службы:
– Я слежу за информационным полем, и ни разу не видел новостей о том, что где-то в Казахстане готовилась информация для людей с инвалидностью различных категорий в доступных форматах. Сложившаяся ситуация представляла опасность для жизни и здоровья людей с инвалидностью в том числе. Из-за недоступности цифрового контента, в частности сайтов и приложений, люди с инвалидностью не могли вызвать доставку продуктов, лекарств, получить социальные услуги онлайн. Люди с инвалидностью были вынуждены обращаться к окружающим, к помощи социальных работников. Это все повышало вероятность заражения, – объясняет Зият.
Эксперты предлагают государству обновить национальные стандарты, регламентирующие требования доступности интернет-ресурсов для людей с инвалидностью, а затем сделать их соблюдение обязательным для всех:
– Нынешний национальный стандарт, принятый в 2012 году устарел, а стандарт, принятый в 2017 году почему-то говорит только о людях с ограничением по зрению. То есть он изначально ограничен в своей области применения. Национальные стандарты должны соответствовать международным, которые были приняты в 2018 году. Буквально в этом году национальные стандарты привели в порядок в России. Просто обновить стандарт недостаточно. То есть если принять его и оставить в таком же положении, как рекомендательный документ, то ситуация от этого мало поменяется. Необходимо закреплять его на уровне законодательства, сделать на него отсылку в вышестоящем по иерархии документе, как на обязательный. Если обновленный стандарт станет обязательным хотя бы для государственных органов, то ситуация постепенно начнёт меняться, – говорит Зият.
Создание условий для самостоятельного дистанционного доступа к информации положительно скажется на системе государственного обслуживания населения. Это в целом очень выгодно для государственного аппарата, убежден Зият:
– Чисто с практической точки зрения, широкий доступ к цифровому контенту сильно уменьшит нагрузку на сотрудников, которые обслуживают специальные категории населения, в тех же ЦОНах, будет меньше очередей. Например, у нас есть услуга мобильных бригад, которые помогают людям с инвалидностью первой и второй группы, если они не могут выехать из дома. Сотрудники мобильных групп приезжают на дом и оформляют, например, госуслуги. На это тоже закладываются определенные расходы: транспорт, человеческий ресурс и другое. Если бы сайты были доступными для всех, то необходимость в мобильных бригадах снизилась бы или совсем исчезла. Ну и в целом, доступность цифрового контента позволила бы сильно повысить экономическую активность людей с инвалидностью: они могли бы получать образование онлайн. Возможность обучения повышает шансы на трудоустройство: люди получают квалификацию, чтобы выйти на рынок труда, соответственно, обеспечивать себя и не полагаться на социальные пособия, получаемые от государства.
Запуск кампании планируется после улучшения эпидемиологической ситуации в стране, поскольку предусматривает встречи и мероприятия с участием общественности, экспертов и представителей государства.