Советник по вопросам общественной политики Фонда Сорос-Казахстан Сауле Каликова – одна из тех, кто стоял у истоков деятельности Фонда Сорос-Казахстан.
1994 год. Молодая республика встает на путь реформ. Казахстанцы воодушевлены духом свободы и демократии, витающим в воздухе. Еще чуть-чуть, и кажется, что эти явления станут осязаемыми. В этот год при поддержке Фонда в Казахстане начинает работу масштабный проект «Трансформация гуманитарного образования». Его идея заключалась в том, чтобы вывести реформы на новый уровень. Фундамент проекта и его приоритеты формирует Экспертный комитет из трех человек – специалистов в сфере образования и науки. Одна из них – Сауле Аманжоловна Каликова.
Сауле Аманжоловна пришла в Фонд, как она сама выражается, «зрелым человеком со сформированными ценностями». К тому же у нее был большой опыт в области образовательной политики:
– До прихода в Фонд Сорос-Казахстан, – вспоминает Сауле Аманжоловна, – я работала в различных организациях системы образования: научно-исследовательском институте педагогических наук имени Ы. Алтынсарина (ныне Национальная академия образования имени Ы. Алтынсарина. – Прим.), Министерстве образования и науки РК, а также консультантом по образованию в Парламенте РК.
Вскоре после работы в составе экспертного комитета Сауле Аманжоловна в 1995 году присоединилась к Фонду уже в качестве сотрудницы, став частью его команды, и на протяжении многих лет возглавляла блок образовательных программ.
— Сауле Аманжоловна, как вы оцениваете деятельность Фонда Сорос-Казахстан в области образования за 25 лет? В каких направлениях эта деятельность, на ваш взгляд, была наиболее значимой?
Оглядываясь назад, я могу сказать, что деятельность Фонда Сорос-Казахстан в области образования стала значимой частью тех реформ, которые начались в стране с приобретением ею независимости. В течение 25 лет мы инициировали и поддержали множество проектов, охватывающих собой все уровни образования – от дошкольного до университетского.
Более трети от общего объема средств, реализованных Фондом Сорос-Казахстан за 25 лет, были направлены на образование – это почти 35 млн долларов США
Наиболее важным наш вклад был в таких направлениях, как развитие критического мышления, равенство и справедливость в образовании, поддержка школ и профессиональное развитие учителей, поддержка крупных направлений реформы образования. Мы открыли возможности для обучения и научных стажировок в ведущих зарубежных университетах – ими воспользовались тысячи молодых людей и преподаватели вузов из разных регионов страны.
Многие идеи, концепции и подходы, привнесенные в казахстанский контекст в рамках наших программ, вошли в образовательную практику страны и продолжают свое развитие уже без нас. Здесь я напомню лишь о некоторых из них. Ключевые идеи и методологические подходы программы Step by step были приняты во внимание при разработке национальных стандартов дошкольного образования. Многие учителя, прошедшие курсы в рамках поддержанной нами программы «Развитие критического мышления через чтение и письмо», вошли в первый состав педагогических коллективов Назарбаев интеллектуальных школ. Центром активной общественной жизни, инициатором и реализатором многих социальных и учебных проектов является Вячеславская средняя школа Аршалынского района Акмолинской области – ее директор Татьяна Николаевна Немцан в далеком 2003 году была в числе первых участников программы «Школа как центр местного сообщества».
Тысячи молодых людей – старшеклассников и студентов вузов – в конце 90-х и начале 2000 годов были участниками нашей программы «Дебаты». А сегодня одним из направлений «Государственной программы развития образования и науки РК на 2020–2025 гг.» будет реализация общенационального культурно-образовательного проекта «Дебатное движение школьников «Ұшқыр ой алаңы», в рамках которого во всех регионах страны планируется открытие дебатных центров и клубов.
— Проектов, которые стали устойчивыми и продолжили свое развитие, много. Расскажите о том, что не удалось реализовать.
«Гражданское образование» (1996–1997) и «Образование в мультикультурной среде» (2000) – вот два направления, в которых начатая нами деятельность не имела системного влияния. Несмотря на то что по первому направлению мы поддержали несколько интересных авторов учебников и учебных пособий по гражданскому образованию, нам не удалось расширить это направление. Одной из причин стало то, что в этом направлении появились другие донорские организации, которые работали по соглашению с Министерством образования и науки. Второе направление мы начинали с целью инициировать процесс развития инновационных проектов в области мультикультурного образования. Как я сейчас понимаю, на тот момент эта тема на фоне насущных проблем системы образования воспринималась как некое излишество: да, интересно, но есть дела и поважнее.
— О каких наиболее запоминающихся проектах, которые были реализованы Фондом Сорос-Казахстан, вы могли бы рассказать?
Возможно, я буду необъективна, если скажу, что все наши проекты были в равной мере интересны и значимы: будь то системные и большие по бюджету или же скромные по бюджету и «размаху», но тем не менее имевшие важное значение для системы образования. Все они запомнились по-разному. Но раз уж вы задали такой вопрос, я расскажу об одном.
В 1996 году в рамках программы «Учебная книга» мы объявили конкурс «Казахский язык для говорящих на других языках». Мы пригласили к участию в конкурсе всех, кто был заинтересован и мог представить концептуально новые подходы к обучению казахскому языку как второму. Нет смысла говорить о том, как мы волновались: ведь традиционно это было поле, где политику и практику разработки и издания учебников казахского языка для русскоязычной аудитории определял узкий круг специалистов. А мы, открывая этот конкурс, дали сигнал обществу: нужны новые идеи, новые авторы, новые учебники. Мы получили много заявок, авторами которых были самые разные люди – от специалистов-филологов до художника, иллюстратора детских книг, и молодой исследовательницы, учившейся за рубежом и убежденной в том, что настало время разрабатывать учебные пособия для иностранных студентов, желающих учить казахский язык. В рамках этого проекта мы издали 18 учебников и учебных пособий. Я никогда не забуду слова благодарности в адрес Фонда Сорос-Казахстан от Рафики Бекеновны Нуртазиной, в те годы возглавлявшей одну из ведущих казахских школ № 12 г. Алматы: «…Вы заразили нас энтузиазмом и показали пример того, что не надо бояться делать то, во что ты веришь. Я вижу здесь много новых лиц, о которых я бы никогда не знала, если бы не стала участницей вашей программы. Спасибо вам за новые знания, идеи, за возможность общения с единомышленниками…»
Все наши наиболее значимые проекты мы развивали в тесном сотрудничестве с Министерством образования и науки РК и областными департаментами образования. И сегодня мне бы хотелось выразить благодарность всем, кто помогал нам в нашей работе профессиональным советом, доверием, поддержкой и стремлением продолжать работу уже без нас.
В том, что наши программы были в той или иной степени успешны – огромная заслуга наших партнеров, в числе которых были как неправительственные организации, так и учебные заведения. В числе участников наших программ были учителя, преподаватели вузов, студенты, учащиеся школ из всех регионов нашей страны.
— Чем отличается Фонд Сорос-Казахстан от других организаций?
Уникальность нашей организации определяется, на мой взгляд, тем генетическим кодом, который заложен в наших ценностях: справедливость, права человека и верховенство закона, признание и принятие разнообразия как основы для инклюзивного общества, прозрачность и подотчетность как условие демократического устройства государства и общества. Приверженность этим ценностям определяет не только содержание нашей программной деятельности, но и культуру организации, механизмы управления и принятия решений. Уникальность придает нам и тот факт, что, будучи все наши наиболее значимые проекты мы развивали в тесном сотрудничестве с Министерством образования и науки РК и областными департаментами образования. И сегодня мне бы хотелось выразить благодарность всем, кто помогал нам в нашей работе профессиональным советом, доверием, поддержкой и стремлением продолжать работу уже без нас частью большой международной сети фондов «Открытое общество», мы и по юридическому статусу, и по духу являемся казахстанской организацией, прочно связанной с национальным контекстом и местными реалиями. Эти две «точки опоры» дают нам возможность развивать свою программную деятельность, гибко и адресно сочетая и взаимообогащая международный и казахстанский опыт и экспертизу.
— 25 лет – это большой срок на службе в одной организации. Расскажите, что вдохновляло вас в вашей работе, не превращая ее просто в рутину?
Так получилось, что область, в которой я развивалась на протяжении своей профессиональной деятельности, – это сфера образовательной политики. И здесь я должна заметить, что любой, кто профессионально занимается вопросами общественной политики, транслирует обществу не только узкопредметные, экспертные знания, но в первую очередь – определенные ценности. Мне близки и понятны ценности открытого общества, на которых зиждется наша организация и о которых я говорила выше. Я разделяю эти ценности, и это меня очень вдохновляет. Я люблю дух новизны и открытости инновациям, ценю гибкость и стремление откликаться на реальные потребности страны – один из важных принципов нашей работы. Меня вдохновляет и то, что наш Фонд всегда имел и имеет прочные связи с самыми разными казахстанскими организациями и людьми, вместе с которыми мы внесли значимый вклад в становление независимого Казахстана.