В Астане прошел общественный диалог на тему государственного финансирования прессы, организованный ОФ «Правовой медиа-центр» при поддержке Фонда Сорос-Казахстан.
Ежегодно сумма бюджетных вливаний в СМИ составляет порядка 50 млрд тенге, из которых 90% получают десять государственных компаний. Данная система вызывает множество вопросов со стороны общественности. В последние годы система финансирования изменилась, появились новые критерии определения стоимости госзаказа, а также выбора потенциальных получателей. Однако вопросы открытости и целесообразности госинформзакза, влияния его на развитие медиа-рынка остаются по-прежнему актуальными.
«Уже много лет медиасообщество настаивает на том, чтобы государственный заказ в СМИ был прозрачен, – говорит координатор Медийной программы Фонда Сорос-Казахстан Алия Шарипбаева. — Много говорилось о маркировке контента, производимого на бюджетные деньги, об оценке его качества. Теперь же частично непрозрачным стало само распределение средств. В начале этого года министр Даурен Абаев назвал пять причин, по которым необходимо размещение госзаказа, в том числе, повышение конкурентоспособности нашего рынка и увеличение качественного контента на государственном языке. Мы точно также выступаем за развитие казахстанского медиарынка. Однако трудно оценить, насколько качественен контент, созданный на бюджетные средства, если не знаешь ни получателей, ни сумм. Но мы все-таки надеемся, что Министерство информации и коммуникаций исполнит Закон о доступе к информации и откроет данные о распределении госзаказа».
По мнению директора ОФ «Правовой медиа-центр» Дианы ОКРЕМОВОЙ, за последний год процедура распределения средств практически не изменилась, но появились документы, объясняющие, как и по каким принципам выделяются деньги: «В то же время информация о получателях госинформзаказа стала секретной. Это выглядит очень парадоксально, особенно на фоне регулярных заявлений президента о необходимости открытого и подотчетного правительства, а также желания Казахстана присоединиться к международным инициативам, таким как ОЭСР и OGP».
В рамках диалога презентованы последние данные по суммам, которые получают СМИ, анализ законодательных изменений, экономические прогнозы, а также онлайн-игра и видео-урок по работе с базой получателей госинформзаказа.
В диалоге участие приняли представители государственных органов, эксперты в сфере медиа и экономики, НПО и активные общественные деятели, представители региональных СМИ.